Гей-драма накануне Второй мировой: каким получился фильм «Фантастические твари: Тайны Дамблдора»
Закройте глаза на минутку и вспомните, как первый раз влюбились. Вам наверняка хотелось быть с этим человеком везде и всегда, отдать ему последнюю вещь. Вы наверняка обещали любить друг друга до конца жизни. В мире магии подобные обещания — не пустой звук. Так, однажды скрепили отношения волшебством Альбус Дамблдор (Джуд Лоу) и Геллерт Гриндевальд (Мадс Миккельсен). Это был своего рода пакт о ненападении, высеченный на медальоне и скрепленный кровью. С тех пор они не имеют права причинять вред друг другу. Сказка!
Но любовь проходит даже у волшебников, и бывшие начинают вести себя не благороднее магглов, которым разбили сердце. Дело усугубляется тем, что волшебники оказываются по разные стороны морали: Альбус окружает себя магией светлой, а Геллер жаждет безграничной темной власти. Но заклинание, в отличие от устных клятв, разорвать не получается. Об этом и еще о парочке склетов в шкафу будущего директора Хогвартса и рассказывают «Тайны Дамблдора».
Джоан Роулинг за последний год записали в персоны нон грата из-за трансфобных высказываний в твиттере и попыток отстоять свою точку зрения. Казалось бы, проще простого прислушаться к интернет-апологетам «новой этики» или хотя бы не говорить ничего вовсе. Но писательница не унималась, а студия Warner Bros., которой принадлежат права на экранизацию поттерианы, ее активно отменяла вслед за Джонни Деппом (актер до сих пор расхлебывает последствия несчастливого брака с Эмбер Херд). Кажется, уже третьих по счету «Фантастических тварей» преследовало проклятие, не слабее чар могущественного Волан-де-Морта. И это мы еще опускаем череду переносов, связанных с ковидом.
Очевидно: нужно было спасать положение. Роулинг, например, задвинуть на край финальных титров. Неугодного Деппа заменить по-настоящему народным любимцем Мадсом Миккельсеном (после «Еще по одной» актер им точно стал). Сделать ставку на дайверсити: гею Альбусу Дамблдору подарить полноценную любовную драму с заклятым врагом, Гриндевальда окружить «околоквирными» героями и героинями, мужских персонажей сделать более уязвимыми, чем женские. А еще срифмовать происходящее в мире магии с приходом ко власти Адольфа Гитлера и другими событиями, предварившими Вторую мировую войну. Итог: происходящее на экране пугающе актуально.
Но как бы привлекательно ни звучало все вышеперечисленное, громкого и захватывающего блокбастера не получилось (а именно этого зритель и ждет от «Тварей» — при всех минусах предыдущие части франшизы спасала зрелищность). На этот раз мы получаем в сухом остатке драматургию, заставляющую персонажей порой бессмысленно скакать с места на место, менять характер буквально за одну-две сцены, а иногда еще и выглядеть нелепо (как, например, в момент спасения брата Ньюта Саламандра из немецкой грот-тюрьмы), и масштабы, уступающие недавнему, технически едва ли не совершенному «Бэтмену» Мэтта Ривза. Кинокомикс, к слову, еще и более созвучен новым российским реалиям. И самое грустное — отсутствие тех самых «тварей» (создатели демонстрируют от силы четырех). Причем трех из них мы уже видели. Умилялись, конечно, но сколько можно?
Если же отставить зрительское брюзжание и последовать как раз за чувствами, с которых мы начали, то «Тайны Дамблдора» скорее обрадуют, нежели разочаруют. И не скрипками, которые неизменный композитор серии Джеймс Ньютон Ховард снова заимствует у классика киномузыки Джона Уильямса. И не открыточным Хогвартсом, в который на пару сцен заносит (опять же без особого повода) персонажей. Выбравшись на передний план, любовная линия бередит личные переживания, заснувшие в эпоху мировых потрясений. Заставляет вспомнить всех своих возлюбленных и попробовать либо простить их, либо наконец извиниться: многие из нас бывали не только тихим и аскетичным Альбусом, но и требовательным и эгоистичным Геллертом.
Неслучайно драма в финале, с одной стороны, оставляет героя Джуда Лоу в одиночестве под снегом, пробуждает внутреннюю меланхолию, а с другой — позволяет испытать что-то вроде катарсиса, закрытия очень глубокого гештальта. А если лента не так уж и удачна, но сравнима с сеансом психотерапии, то тоска отступает — и значит, два с половиной часа хронометража отработали свое.
P.S. Для особенно интересующихся: актер Александр Кузнецов в роли Хельмута на месте и органично вписывается в сеттинг «Тайн Дамблдора».