Жители Казахстана организовали движение в защиту национального языка
Жители Казахстана организовали движение в защиту национального языка Qazaqsha jaz – «пиши на казахском». На страницы движения в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и Telegram за неделю подписались больше четырех тысяч человек.
Активисты просят транснациональные компании, государственные органы и международные организации, работающие в Казахстане, а также коммерческие и некоммерческие казахстанские компании предоставлять информацию на национальном языке.
«Мы мирное движение. Мы общаемся только вежливо, в рамках закона. Требовательный казах не должен быть грубым», — написано в Telegram-канале движения, где активисты каждый день публикуют список одной-двух организаций, которые еще не ведут страницы в социальных сетях на казахском.
Организаторы призывают пользователей в комментариях к постам этих организаций писать просьбы размещать информацию на национальном языке страны. «Мы не просто группа критиков, мы потребители», — отмечают активисты и просят не критиковать тот факт, что текст написан не на казахском, а похвалить его и вежливо попросить продублировать информацию.
Просьбу Qazaqsha jaz уже выполнили Samsung, KFC и Burger King, на странице которого даже стали отвечать на комментарии пользователей на казахском.
В Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) движения ежедневно публикуются отчеты о том, кто уже перешел на казахский в Казнете.
Официально Казахстан – двуязычная страна: казахский – государственный, русский – официальный в государственных организациях и органах местного самоуправления.
Согласно данным, указанным в государственной программе реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020–2025 годы, перепись 2009 года показала, что 74% населения понимают устную речь на казахском языке, 64,8% — свободно читают, 62% — свободно пишут.
В 2020 году в Казахстане хотят увеличить долю казахоязычного контента в государственных средствах массовой информации до 74%, а в 2021 году — до 75%.