Расследование Би-би-си: производители элитной парфюмерии эксплуатируют детский труд для изготовления духов

Утверждается, что в Египте дети собирают ингредиенты, используемые поставщиками крупных косметических компаний Lancôme и Aerin Beauty.
Расследование Би-би-си: производители элитной парфюмерии эксплуатируют детский труд для изготовления духов
BBCNews/YouTube

Жасмин, используемый поставщиками крупных косметических компаний Lancôme (принадлежит L’Oréal) и Aerin Beauty (принадлежит Estée Lauder) для производства духов, собирают несовершеннолетние дети из Египта. Соответствующее расследование опубликовала британская служба Би-би-си, изучив сети поставок парфюмерии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отмечается, что в Египте производится около половины мировых запасов жасмина — одного из ключевых компонентов в парфюмерии. Цветок, в частности, используется при изготовлении духов Lancôme Idôle L’Intense, а также Ikat Jasmine и Limone Di Sicilia от Aerin Beauty.

Как рассказали инсайдеры отрасли Би-би-си, египетским сборщикам жасмина приходится привлекать к работе собственных детей из-за того, что компании, владеющие люксовыми брендами, значительно урезают бюджеты, что, соответственно, приводит к очень низким зарплатам сборщиков.

Би-би-си собрала несколько доказательств, в том числе видео с жасминовых полей во время прошлогоднего сбора урожая, в котором были задействованы дети. Видео было снято скрытой камерой. Бренды элитной парфюмерии при этом заявляют об абсолютной нетерпимости к эксплуатации детского труда.

BBCNews/YouTube

«На бумаге они [представители отрасли] обещают так много хорошего, [например] такие вещи, как прозрачность цепочки поставок и борьбу с детским трудом. Однако на этих кадрах видно, что они на самом деле не делают того, что обещали»,— отметил специальный докладчик ООН по вопросам современных форм рабства Томоя Обоката, изучив доказательства Би-би-си.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Журналисты, кроме того, поговорили с несколькими местными жителями, которые подтвердили, что из-за низкой зарплаты им приходится привлекать к работе детей. Сколько несовершеннолетних задействовано при сборе жасмина среди 30 тыс. работников, точно неизвестно. Однако в четырех разных местах журналисты издания заметили нескольких детей в возрасте до 15 лет. А где-то встретили сборщиков, которым было от 12 до 14 лет.

История Гебы Басмаллы

Одна из местных жительниц, с которой поговорили журналисты, — Геба Басмалла, которая живет в Гарбии (сердце египетского жасминового региона). Женщина рассказала, что вся ее семья просыпается в 03:00, чтобы начать собирать жасмин до жары. В том числе ее десятилетняя дочь, хотя лицам моложе 15 лет официально запрещено работать в Египте с 19:00 до 07:00.

За ночь, в которую журналисты Би-би-си проводили съемку, семья Басмаллы успела собрать 1,5 килограмма цветов. После выплаты трети суммы хозяину земли у Гебы осталось $1,5 — за всю ночную работу. Сейчас это меньше, чем когда-либо прежде, учитывая, что инфляция в Египте рекордно высока, а сборщики часто живут за чертой бедности.

BBCNews/YouTube
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У десятилетней девочки уже диагностировали серьезное аллергическое заболевание глаз. Если она продолжит собирать жасмин, не вылечив воспаление, это скажется на ее зрении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто распределяет бюджет и устанавливает цены на жасмин

После сборки и взвешивания жасмин отправляется на одну из местных фабрик, которые добывают из цветов масло. Именно фабрики устанавливают цены на жасмин. Основные среди них — A Fakhry and Co, Hashem Brothers и Machalico.

Следом фабрики экспортируют масло жасмина в международные парфюмерные дома, где создаются духи. Например, в Givaudan, базирующийся в Швейцарии, который также имеет давние отношения с A Fakhry and Co (фабрикой в Гарбии). Однако вся власть принадлежит парфюмерным компаниям, стоящим над ними, в том числе, L'Oréal и Estée Lauder. Именно они устанавливают очень ограниченный бюджет для парфюмерных домов — их называют «хозяева», говорит независимый парфюмер Кристоф Лодамьель и несколько других источников.

По его словам, на практике парфюмерные компании, конечно, не устанавливают зарплаты сборщиков и цену на жасмин, но заложенный ими бюджет влияет на всю цепочку. «Хозяева заинтересованы в том, чтобы получить самое дешевое масло для духов, а затем продать их по как можно более высокой цене», — отмечает Лодамьель. Он добавляет, что есть большой разрыв между ценой, «о которой говорят в маркетинговых разговорах», и реальной зарплатой сборщиков.

В своих рекламных материалах парфюмерные компании рисуют картину этичных методов поиска поставщиков. Каждый работодатель в цепочке поставок также подписал письмо-обязательство перед ООН, в котором обещает соблюдать ее руководящие принципы в отношении безопасных методов работы и искоренения детского труда. Но контроля за цепочками поставок нет. Даже аудиторские фирмы — чьих отчетов нет в открытом доступе — проверяют только фабрики, а не фермы, где собирается жасмин. К тому же аудиторы не проверяют суммы, уплачиваемые рабочей силе, то есть первопричину детского труда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Египетские фабрики же утверждают, что не прибегают к труду сборщиков младше 18 лет и что по любым сопоставимым стандартам в Египте сбор жасмина хорошо оплачивается, а любая другая информация ложная.

Би-би-си пишет, что рассказал сборщице Гебе, сколько стоят духи на международном рынке. Она была потрясена: «Люди здесь ничего не стоят, — сказала она. — Я не против того, чтобы люди использовали парфюм, но я хочу, чтобы те, кто использует этот парфюм, увидели в нем детские страдания. И чтобы об этом заговорили».

По словам юриста Сары Дадуш, основательницы проекта Responsible Contracting Project, цель которого — улучшить положение с правами человека в глобальных цепочках поставок, ответственность не может быть возложена «только на потребителей». Эту проблему, по ее мнению, должны решать «закон» и «корпоративная ответственность».

Смотреть
Вы пользуетесь духами этих брендов?
Да
Нет