«Ъ»: МВД попросило предоставить доступ к врачебной тайне, чтобы предотвращать преступления
МВД обратилось к вице-премьеру Татьяне Голиковой с предложением предоставить правоохранительным органам доступ к данным пациентов, имеющих психические расстройства, алкоголиков и наркоманов. По мнению правоохранителей, сведения, представляющие врачебную тайну, нужны им для профилактики преступлений. Об этом пишет газета «Коммерсантъ».
По данным МВД, за 2018 год в России преступления совершили 931 107 человек, из них каждый третий находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а в суды было направлено более семи тысяч уголовных дел, совершенных в состоянии невменяемости.
Ведомство предлагает в рамках федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении» создать систему, в которую будут вноситься сведения о наркопотребителях, людях с алкогольной зависимостью и психическими расстройствами. В будущем эта база данных будет интегрирована с информационными базами МВД.
В Российском обществе психиатров и институте имени Бехтерева считают, что подобная инициатива не соответствует нормам Конституции РФ и действующего законодательства. По мнению специалистов, создание такой базы данных противоречит принципам медицинской этики и стигматизирует лиц с психическими расстройствами, «поскольку основывается на убеждении, что психическое заболевание само по себе предполагает склонность к совершению преступлений».
Психиатры отмечают, ссылаясь на данные МВД, что только 0,76 % общественно опасных действий были совершены лицами в состоянии невменяемости, а преступлений, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, — 36 % от всех преступлений. Однако, как напоминают медики, совершение правонарушения в состоянии опьянения не означает, что правонарушитель страдает алкогольной или наркотической зависимостью.
МВД уже не в первый раз пытается получить от Минздрава доступ к информации, составляющей медицинскую тайну. В 2018 году Госавтоинспекция разработала законопроект о создании совместной базы данных. Но документ не был внесен в Госдуму, так как Минздрав настоял на «позиции бескомпромиссного соблюдения врачебной тайны».