Исследователи выяснили, что фразы «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» не было в Священном Писании

Фраза иллюстрирует историю о грешнице, которую хотели забить камнями.
Исследователи выяснили, что фразы «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» не было в Священном Писании
The Met, The Jack and Belle Linsky Collection, 1982

«Не судите, да не судимы будете», — один из самых популярных библейских постулатов, который священники часто упоминают в проповедях, а политики используют в своих речах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эпизод новозаветной истории, иллюстрирующий эту фразу, содержится в Евангелии от Иоанна. В ней говорится о женщине, которую поймали в момент прелюбодеяния, после чего хотели забить камнями, поскольку закон Моисея предусматривал смертную казнь для прелюбодеев. Фарисеи подходят к Иисусу Христу с вопросом о том, как наказать девушку — так они хотели поймать его на противоречии, поскольку он проповедует прощение, но также должен уважать Закон Божий. Вместо ответа Христос наклоняется и начинает писать на земле, а потом вопросительно произносит: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Все стоящие вокруг осознают свою грешность и не смеют наказать женщину, а Христос ее не осуждает.

Дело в том, что история с грешницей отсутствует во многих древних списках Нового Завета, пишет The Daily Beast. Две самые ранние рукописи Иоанна, которые были написаны во II-III веках, не включают эту историю, она также отсутствует в Синайском и Ватиканском кодексе (IV век).

Немецкий филолог-классик Карл Лахманн считает эту историю позднейшей вставкой, поскольку стиль ее повествования не соответствует стилю всего Евангелия от Иоанна. Подобного мнения придерживаются исследователи Дженнифер Наст и Томми Вассерман в своей книге «Бросить камень первым: как передавались истории Евангелия» (To Cast the First Stone: The Transmission of a Gospel Story, 2018).

Дженнифер Наст и Томми Вассерман полагают, что историю о грешнице могли добавить в Евангелие переписчики, посчитавшие этот эпизод важным и достоверным. Исследователи затрудняются объяснить, почему вставка произошла именно в Евангелие от Иоанна, однако есть предположение, что именно в четвертой книге больше говорится о женщинах. Кроме того, ученый Крис Кит полагает, что этот фрагмент был важен, чтобы развеять скандальные обвинения, якобы Христос был малограмотным.

В этой истории затрагивается тема прощения и обвинения, при этом стоит обратить внимание, что фарисеи хотели наказать только женщину, хотя закон Моисея предусматривал наказание для обоих прелюбодеев.