ВШЭ: каждый десятый россиянин прибегает к шопингу, чтобы справиться с паникой от тревожных новостей
Каждый десятый россиянин склонен к закупкам из-за паники на фоне тревожных новостей, а у каждого четвертого случаются эпизоды компульсивных покупок. Об этом сообщает РБК со ссылкой на результаты опроса НИУ ВШЭ.
Опрос в формате личного интервью проводился в июне и июле 2023 года и был посвящен эмоционально нагруженному потреблению, когда импульсом к покупкам служат эмоции. В нем приняли участие 6 тысяч человек из 55 субъектов. Результаты опроса представил первый проректор НИУ ВШЭ, заведующий лабораторией экономико-социологических исследований Вадим Радаев.
По словам Радаева, эмоционально нагруженное потребление «существовало всегда и везде», однако его актуальность повышается в периоды внешних шоков, «когда накапливаются стресс, депрессия, фрустрация».
В исследовании выделяется три вида такого потребления: паническое, импульсивное и компульсивное. Последний вид потребления относится к шопоголизму.
Паническое потребление
9,4% респондентов проявили склонность к паническому потреблению. Участники опроса положительно ответили на вопрос, покупали ли за последние три месяца что-то в большем объеме, чем требовалось, опасаясь дефицита товаров или их подорожания.
По словам Радаева, паническое потребление связано с «эффектом массового поведения, эффектом толпы». В этом случае покупателем движет желание восстановить контроль над ситуацией неопределенности, вернуть чувство безопасности.
Автор исследования полагает, что если бы опрос проводился в марте 2022 года, то результат был бы иной.
Импульсивные покупки
Импульсивные покупки, чтобы справиться с депрессивными настроениями, совершали 20,5% респондентов.
В исследовании отмечается, что для импульсивных покупок характерны незапланированность, спонтанность и даже «утрата самоконтроля». Кроме того, у такого типа потребления есть сильный «гедонистический компонент».
Шопоголизм
Согласно данным опроса, компульсивные покупки, «чтобы справиться со стрессом или поднять себе настроение», совершали 25,2% россиян.
Помимо частичной потери самоконтроля, главная отличительная черта компульсивного потребления — человек получает удовлетворение от самого процесса покупки, а не от обладания вещью. Это состояние также может приобретать патологические черты.