«Страшный садист, эдакий профессор Мориарти»: историк Соколов выступил с последним словом в суде. Для него просят 15 лет колонии
14 декабря в Октябрьском районном суде Санкт-Петербурга прошли прения сторон по делу историка Олега Соколова, обвиняемого в убийстве своей невесты и бывшей студентки Анастасии Ещенко.
Соколов признался, что застрелил ее, расчленил тело и попытался утопить останки в реке Мойке. Гособвинение попросило для него 15 лет колонии, защита — больше восьми лет, указывая в качестве смягчающих обстоятельств то, что Соколов признал вину, помогал следствию, а также наличие у него детей и хронических болезней. Кроме того, отмечает «Медуза», адвокат указал в качестве смягчающего обстоятельства «противоправность и аморальность поведения» убитой, которая под конец отношений якобы испытывала к сожителю ненависть — в доказательство была зачитана переписка Соколова и Ещенко, в которой последняя оскорбляет историка и желает смерти ему и его детям.
Сам Соколов признал вину и заявил, что «не только считает, что должен быть наказан по закону, но и желает быть наказан, дабы искупить совершенное преступление». При этом он переложил часть вины на убитую, отметив, что он «слишком сильно ее любил и слишком сильно доверял», а она своим поведением — изменами, агрессией и оскорблениями — довела его до безумия.
«Я хочу быть наказанным за то, что я совершил, а не за то, что мне вменили в вину средства массовой информации, ряд падких до сенсации журналистов, которые сами выдумали такое преступление, которое хорошо продавалось бы как сенсация — страшный садист, эдакий профессор Мориарти из рассказов о Шерлоке Холмсе и юная невинная девушка, которую он убивает ради удовлетворения своих садистских комплексов. И этот бред, несмотря на абсолютно очевидные истины, постоянно продолжают муссировать», — приводит его последнее слово телеканала «Дождь».
По словам Соколова, у них с Ещенко были «прекрасные, идеальные отношения», пока не началась травля со стороны «врага и нелюдя», публициста Евгения Понасенкова, который «распространял грязные измышления против меня в интернете и в газете "Московский комсомолец", и "два года готовил нашу погибель". По его словам, на фоне этой травли Ещенко изменилась и начала отношения с другим мужчиной, но при этом продолжала оставаться с ним ради помощи с научной карьерой и квартиры в центре Петербурга.
«Слишком было удобно жить в большой квартире в центре города. Слишком было удобно с человеком, который поможет при защите диссертации. Слишком удобно было с человеком, который отвезет в Париж, когда тебе захочется, в Вену, в Венецию, в Прагу. Который поможет поработать в парижских архивах, который фактически проложит путь карьере — удобно!» — отметил Соколов.
Историк попросил прощения у родителей убитой, сказав, что Анастасия была «самой сильной и последней любовью его жизни». Он также отметил, если бы перед ним оказалась ее мать, он бы дал ей в руки оружие и сказал: «Если вы считаете, что я мог совершить это хладнокровно — застрелите меня. Я бы с радостью принял такую смерть».
Как отмечает «Медуза», в конце своего последнего слова Соколов перешел на крик, говоря о «нелюдях», которые «вырвали» у них с Ещенко любовь и «два года ломали, ломали нашу жизнь и сломали».
Психиатрическая экспертиза подтвердила вменяемость Соколова. Приговор ему огласят 25 декабря.