Исследование: 72% россиян считают, что главное предназначение женщины — быть матерью и хозяйкой. 40% уверены, что построить карьеру проще мужчинам
Аналитический центр НАФИ при поддержке совета Евразийского женского форума и Google провел масштабное исследование о стереотипах россиян в отношении женщин и влиянии этих убеждений на развитие российской экономики. Копия доклада есть в распоряжении Правила жизни.
Эксперты провели собственный опрос в мае-июне 2019 года, в котором приняли участие 1811 жителей России в возрасте от 14 лет из 150 населенных пунктов в 46 регионах. Также исследователи опирались на данные Росстата, Евростата и оценки Минэкономразвития.
Более 70% россиян считают, что предназначение женщины — быть матерью и хозяйкой
В результате исследования эксперты выяснили, что 72% опрошенных граждан считают, что главное предназначение женщины — быть матерью и хорошей хозяйкой. Кроме того, 39% россиян уверены, что мужчинам в нашей стране проще построить карьеру и получить повышение.
Каждый четвертый россиянин считает, что женщины хуже справляются с обязанностями руководителя.
Как отмечают авторы исследования, из-за этих убеждений в российских семьях практически все домашние обязанности ложатся на плечи женщин, а также страдает экономика.
«Сегодня стереотипы о роли женщин в семье приводят не только к тому, что женщины перегружены от совмещения работы и ведения хозяйства, но и к существенным экономическим последствиям. Женщина вкладывает 4 рубля в каждые 10 рублей семейного дохода и ожидает от мужчины, что он будет кормильцем в семье, а значит, имеет право получать зарплату больше, чем женщина на той же позиции. Поставленные в ситуацию финансовой опеки, женщины подстраиваются под нее и добровольно отказываются от участия в карьерной гонке в пользу мужчин, что приводит в том числе к меньшей их занятости на руководящих позициях», — отмечают исследователи.
Помимо этого, 35% мужчин и 28% женщин считают, что успешная женщина теряет свою привлекательность. И еще 32% россиян уверены, что женщина должна выбирать между карьерой и семьей.
Женщины чаще выбирают профессии, связанные с медициной, образованием, чем с технологиями и точными науками
Мужчины и женщины рассматривают для себя разные профессии. К типично женским профессиям можно отнести следующие: бухгалтер, учитель, повар, парикмахер, медицинский работник. К типично мужским — представитель силовых структур, водитель, рабочий, программист, предприниматель.
Сегодня свою работу связывают со сферой цифровой экономики (наиболее быстро растущий сегмент экономики в России) 15% россиян, женщин и мужчин среди них примерно поровну — 52 и 48%. Однако ¼ россиян считает, что женщины хуже, чем мужчины, справляются с работой, связанной с информационными системами, электронной коммерцией и точными науками.
По результатам опроса выяснилось, что часто навязывание стереотипов идет из семьи. Родители чаще рекомендуют девочкам связывать жизнь с медициной, образованием, экономикой и бухгалтерией. А мальчикам советуют строить карьеру в силовых структурах, рабочих специальностях, бизнесе и IT-сфере.
Женщины зарабатывают на 28% меньше, чем мужчины на тех же позициях
Женщины зарабатывают на 28% меньше, чем мужчины с тем же уровнем квалификации.
Согласие женщин на меньшую оплату труда приводит к тому, что отрасли, присутствие женщин в которых значительно, становятся менее оплачиваемыми и теряют престиж. Таким профессиям становится сложно привлекать талантливых молодых специалистов, что в конечном итоге приводит к снижению среднего качества и замедлению развития целых отраслей.
«Более половины трудоспособного населения в нашей стране — это женщины, но при этом их доля, например, в малом бизнесе — менее 30%. Почему так? Многие из женщин боятся рискнуть, не видят поддержки, не знают, где найти необходимые ресурсы. При этом высокая эффективность женщин в бизнесе — это неоспоримый факт. Они более ответственны, намного серьезнее, чем мужчины, относятся к выполнению своих обязательств, в том числе финансового характера, да и к тому же прекрасные переговорщики, которые тонко чувствуют собеседника. Важно дать им информацию, ресурсы и убедить в том, что попробовать надо, а ошибиться — не страшно», — отметила генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева.
Образ успешного человека в современной России прочно ассоциируется с мужчинами
83% названных россиянами успешных людей — мужчины. Доминирование мужских образов особенно ярко выражено в политике (96%), бизнесе (99%) и в цифровой экономике (99%).
Чаще женщины ассоциируются с успехом в области шоу-бизнеса (33%) и блогерства (32%), искусства (19%), журналистики (18%) и спорта (15%).
Авторы исследования подчеркивают, что рост участия женщин в экономике открывает большие перспективы. Рост уровня занятости женщин до уровня мужчин позволил бы российскому ВВП вырасти на 13-14%, что составило бы в 2019 году 14 трлн руб. в абсолютном выражении, приводится в докладе оценка Минэкономразвития.