Личное дело Юрия Гагарина рассекретили по инициативе «Роскосмоса»
«Роскосмос» рассекретил личное дело первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Об этом сообщает журнал «Русский космос», официальное издание госкорпорации.
После смерти космонавта 27 марта 1968 года оригинал документа в виде исключения не передали на хранение в Минобороны — личное дело хранилось в архиве Центра подготовки космонавтов.
Документ завели в 1955 году при поступлении Гагарина в 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков в Оренбурге.
В личном деле есть данные о прохождении военной службы, о семейном положении, характеристики с места учебы и другая информация. Например, в документах указано, что у Гагарина была первая судейская категория по баскетболу, а также приведены данные о его первом прыжке с парашютом.
Гагарин в пятом классе вступил во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) и получил комсомольский билет, а в июне 1960 года, уже находясь в отряде космонавтов, стал членом Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) и обладателем партбилета.
«Тот факт, что Гагарин вступил в партию, никогда не отрицался, но подробности (номера документов, даты) почему-то не сообщались. Эти сведения, кроме как в рассекреченном личном деле, найти больше негде, и для биографов Гагарина они представляют большую ценность», — пишет «Русский космос».
Кроме того, материалы личного дела опровергают спекуляции ряда интернет-порталов о том, что Гагарина хотели исключить из авиационного училища после первого курса из-за плохой техники пилотирования.
«Рассекречивание личного дела офицера Советской армии само по себе является сенсационным явлением, потому что все личные дела составляются в двух экземплярах», — приводит BFM слова заместителя главного редактора «Русского космоса» Игоря Маринина о личном деле Гагарина.
«Меня потрясли характеристики, которые на него были написаны членами различных аттестационных комиссий, начиная от военного училища, где он учился летать на реактивных самолетах, оканчивая характеристиками незадолго до его кончины, когда он проходил аттестацию в качестве заместителя начальника Центра подготовки космонавтов. Такие слова, такие выражения используются, которые просто так придумать-то тяжело. Гагарин для меня открылся с совершенно новой стороны», — говорит академик.