Бывших узников концлагерей стали вызывать на допросы в СК для расследования преступлений нацистов
Более тысячи бывших узников концлагерей опросят по делу о геноциде во время немецко-фашистской оккупации Сталинградской области (сейчас Волгоградская. — Правила жизни) в 1942 году. Об этом РБК сообщила официальный представитель Следственного комитета Валентина Петренко.
По ее словам, «воспоминания очевидцев помогут следователям наиболее точно восстановить детали преступной деятельности нацистов», поэтому следователи «хотели бы побеседовать с каждым, кто пережил те страшные события».
Речь идет о расстрелах, убийствах голодом и захоронении заживо мирных жителей в 15 населенных пунктах Сталинградской области. Так, в одной из станиц установлен факт расстрела нацистами 50 воспитанников детского дома в возрасте от 4 до 15 лет.
По данным СК, только в Волгоградской области сейчас проживают более 1000 бывших узников концлагерей. «Мы им будем очень благодарны, если согласятся пообщаться со следователями», — заявила Петренко, отметив, что никаких санкций за неявку не предусмотрено.
Первой о вызове пожилых людей на допрос в СК сообщила «Новая газета». Внук одного из бывших узников, 94-летнего волгоградца Василия Н., обнаружил в его почтовом ящике повестку о вызове на допрос. Родственника возмутил сам факт повестки и ее формулировка.
В повестке говорилось, что возбуждено уголовное дело по ст. 357 УК «по факту совершения немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками убийств не менее 1700 советских граждан из числа мирного населения в период оккупации Сталинградской области с 17.07.1942 по 02.02.1943». Пенсионеру предлагалось явиться в следственный отдел по Центральному району города Волгограда к 10 утра 1 декабря.
«Неужели, чтобы расспросить пожилого человека, узника лагерей, о Сталинграде, нужно вызывать его на допрос к следователю? На мой взгляд, эту работу можно было бы доверить историкам, архивистам. Можно было бы пригласить моего дедушку на беседу, но не на следственные действия», — отметил внук Василия Н.
Рассказывать дедушке о повестке он не стал, боясь подкосить его здоровье. По словам мужчины, его дедушка в 15-16 лет попал в трудовой лагерь в Губене, где находилось химическое производство, и он не любит вспоминать о том периоде.
В региональном управлении СК по Волгоградской области считают «естественными» вызовы на допрос пожилых людей. «Мы стараемся найти непосредственно людей, которые были очевидцами. <...> Я вижу только положительные эмоции в этом направлении», — заявила представитель ведомства.
По делу уже проходит более 80 свидетелей, но точное число разглашать нельзя из-за тайны следствия.