От китайской экзотики до народной компании: как Xiaomi завоевывает российский рынок и меняет стереотипное представление о «Сделано в Китае»

«Топ за свои деньги» или просто топ? Знакомимся с новым флагманом Xiaomi и разбираемся, что прямо сейчас происходит на рынке смартфонов и какими будут телефоны будущего.
От китайской экзотики до народной компании: как Xiaomi завоевывает российский рынок и меняет стереотипное представление о «Сделано в Китае»

Раньше производители смартфонов каждый год удивляли новыми функциями и заставляли покупателей выстраиваться в очереди у своих салонов. Но последние годы кажется, что индустрия зашла в тупик и техническая революция отменяется. Узнали у главы компании Xiaomi в России, Юй Маня, почему это не так, а также чем Xiaomi удивит владельцев своего нового флагмана Mi 10.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как дела у Xiaomi в России? Насколько популярность отличается от других стран?

Особых отличий по спросу нет. Бренд Xiaomi примерно так же популярен и в Европе, и в странах СНГ. Но из-за экономических факторов есть отличия в потребительских предпочтениях. Если сравнивать средний чек покупки смартфонов в России и в Европе, то в РФ он будет ниже.


Предпринимаете ли вы какие-то особые шаги, чтобы завоевать сердце российского потребителя?

Да, мы внимательно следим за спросом, и первое отличие, которое приходит в голову, — это популярность технологии NFC в России. В Европе такого нет, а в Китае пользователи предпочитают оплату через QR-коды, для которой достаточно камеры. Учитывая это, мы добавляем в России возможность NFC-оплаты не только во флагманы, но и в более доступные модели, у которых на других рынках нет этой технологии. Также мы всегда готовим локализацию для российского рынка на уровне софта и уделяем внимание прошивке, упаковке и сертификации.

Какие модели предпочитают россияне?

В принципе, все модели имеют свои позиции на рынке, но если смотреть на объем, то это в основном средний сегмент, начиная с Redmi 9 и Redmi Note 9 и заканчивая Redmi 9 Pro, Mi Note 10 Lite и флагманским Mi 10.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как в двух словах вы представляете российского потребителя, который выбирает Xiaomi?

Они точно знают, что хотят от гаджета, и не готовы платить за то, что им не нужно. Те, кто выбирает Xiaomi, внимательно изучают спецификации, сравнивают цены, тщательно изучают информацию в интернете и, прежде чем принять решение о покупке, стремятся убедиться, что товар оправдывает затраты.

Опираясь на это, как вы пытаетесь преподнести вашу модель Mi 10 российскому пользователю?

У компании Xiaomi есть слоган «Инновации для каждого», но он не означает, что мы выпускаем только продукты для тех, у кого мало денег. Если посмотреть на премиум-сегмент, в нем тоже есть те, кто хочет лучшее устройство без переплат, и мы не можем про них забывать. Такой подход универсален для всех рынков, и поэтому в Mi 10 мы стремились включить все современные технологии, к которым пришли за 10 лет работы.

Новый смартфон представлен слоганом «Свет. Камера. Мотор». Значит ли это, что главная ставка идет на камеру?

Да. На наш взгляд, камера сейчас — это важнейший компонент современного смартфона, и чем выше запросы у покупателей, тем выше качество камер.

Заменит ли новинка фотоаппарат?

Смотря для кого. Если говорить про обычных пользователей, то для многих смартфоны уже заменили камеры. Но если мы говорим про профессионалов, то до этого пока далеко.

Зачем телефону снимать видео в 8К, если далеко не все телевизоры поддерживают даже 4К-видео?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что касается вопроса о съемке в 8К, то если такое видео негде воспроизводить, есть масса вариантов применения такого контента. Например, 8К-видео можно разделить в видеоредакторе на несколько видео и таким образом получить съемку с нескольких ракурсов. К тому же устройств, на которых можно посмотреть видео с ультравысоким разрешением, становится больше. Мы тоже недавно выпустили 8К-телевизор, правда, пока он доступен только в Китае.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В новой модели нет защиты от воды, оптического зума, а в обзорах жалуются на низкую стабилизацию видео и широкоугольный объектив без ночного режима и автофокуса. Это осознанный отказ от ряда функций ради более низкой цены?

Мы, конечно, могли бы все это добавить, если бы задались целью сделать смартфон, в котором есть все, но тогда он бы стоил гораздо дороже. Поэтому мы стараемся распределять функции между разными смартфонами нашей линейки, чтобы давать пользователям больше выбора. Так, в Mi Note 10 есть и оптический зум, и другие функции, о которых вы говорите, но Mi 10, в свою очередь, выигрывает у Note за счет стереодинамиков, 5G и беспроводной зарядки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По характеристикам китайские смартфоны выглядят не хуже западных аналогов, а иногда лучше. Не в ущерб ли качеству достигается более низкая цена?

Нет, этот вопрос касается скорее модели бизнеса. Не раскрывая деталей, могу сказать только то, что в 2018 году основатель компании Лэй Цзюнь дал публичное обещание, что чистая прибыль с продажи устройств Xiaomi никогда не будет превышать 5%, и мы до сих пор выполняем это обещание, потому что не хотим, чтобы люди переплачивали.

Существует ли еще стереотип «Китай = некачественно и быстро ломается»?

Мне кажется, в России давно с этим попрощались, и текущие позиции на рынке, как наши, так и других китайских брендов, хорошо это показывают. И я горжусь тем, что Xiaomi входит в число тех компаний, которые переломили это отношение.

Как приходилось бороться с такими убеждениями?

Мы никогда не позиционировали себя как простой производитель устройств. Мы стремимся делать инновации доступными и комфортными для конечных потребителей, поэтому для нас важно формирование сообщества пользователей Xiaomi. У многих россиян есть что-то от Xiaomi — электросамокат, телевизор, робот-пылесос, наушники или весы. И все эти продукты показывают, что товары, произведенные в Китае, могут вызывать не только доверие, но и любовь. Я знаю людей, которые соревнуются, сколько у них устройств бренда на экране Mi home. Такое многомиллионное сообщество любителей бренда и есть ключевая ценность, которая выгодно отличает нас и помогает изменять отношение к китайским продуктам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

То, о чем вы начали говорить, — это экосистема, которую стараются создать практически все производители, чтобы «подсадить» на свой бренд. Расскажите, чем выделяется ваша и как планируете ее развивать?

Ассортимент наших гаджетов постоянно растет. Это зубные щетки, весы, чайники. очистители воздуха, умный браслет, пылесос и другие. Все они объединены в одну домашнюю сеть и могут взаимодействовать друг с другом. Один из примеров — датчики умного дома. Когда вы открываете двери, они понимают, что вы пришли, и включают лампочки. Но это не все — в едином приложении Mi home можно написать программу, которая будет отвечать за то, что происходит дальше. Например, можно настроить автоматическое включение телевизора или умной колонки.

В новом смартфоне будет технология 5G, о которой сейчас все говорят. Расскажите в двух словах, что она даст простому потребителю?

О преимуществах 5G можно говорить долго, но если вкратце, то станет удобнее использовать интернет вещей, в котором к тому же появятся новые функции.

Для обычных пользователей также важно улучшение качества видеозвонков и возможность совместной работы с файлами. Кроме этого, 5G дает возможности для развития IT-индустрии и экономики, что в итоге также отразится на всех людях.

Будет ли эта технология доступна в России?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пока Россия только начинает внедрение 5G, но мы надеемся, что в ближайшие годы россияне смогут пользоваться 5G не только за границей. В любом случае эта функция будет доступна в российской локализации Mi 10 уже сейчас.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Продажи смартфонов падают во всем мире. Связано ли это с тем, что люди уже пресытились новинками?

Я бы не сказал, что потребительское поведение изменилось, а спад, скорее всего, связан с тем, что гаджеты проникли в самые дальние уголки земли, и продажи больше не увеличиваются за счет открытия новых рынков.

Как вы будете стимулировать пользователей покупать новые устройства?

Наш покупатель обновляет смартфон в среднем раз в год. И эта ситуация устраивает всех — мы остаемся на плаву, а потребители получают доступ к новейшим технологиям.

Повлияла ли пандемия на планы Xiaomi по развитию линейки продуктов компании?

Конечно, ситуация влияет на компанию, но вряд ли можно говорить о том, что нам пришлось сильно корректировать свои планы. Да, в какой-то момент нам пришлось закрыть заводы и магазины, а также остановить запуск новинок. Но угроза всегда таит в себе возможности, поэтому когда продажи ушли в онлайн, мы смогли быстро перестроиться и нарастить свою долю на российском рынке.

Раньше производители смартфонов каждый год чем-то удивляли. Теперь же, когда кажется, что в телефонах есть все, это стало делать сложнее. Чего нам ждать дальше?

Несколько лет назад производители начали ставить сканеры отпечатков пальцев под дисплеи. Также появились прототипы с фронтальной камерой под экраном без выреза, который занимает место на передней панели. Кроме этого, сейчас начинается эпоха гибких дисплеев. И когда я вижу это, я не думаю, что мы в чем-то достигли потолка, но точно предсказать, в каком направлении будут развиваться инновации дальше, к сожалению, невозможно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внешний вид смартфона часто важнее для пользователя, чем цифры в характеристиках. Но современные гаджеты разных производителей очень похожи. Планируете ли вы выпускать какие-то смелые с точки зрения дизайна модели?

Время от времени мы радуем пользователей интересными новинками. Например, недавно мы выпустили Mi mix alpha — первый в мире смартфон с дисплеем, который оборачивается вокруг корпуса. Это был прототип, который не вышел на рынок, но это показывает, что мы постоянно в поиске, открыты к экспериментам и следим за реакцией аудитории на них. Если один из таких концептов выстрелит — мы обязательно запустим серийное производство.

Раньше телефоны Xiaomi были экзотикой, которую приходилось заказывать через интернет. Сейчас, по версии «Яндекс.Маркета», это самый популярный смартфон первой половины 2020 года. Что помогло завоевать любовь россиян и какие инструменты повышения продаж планируете использовать дальше?

Главный инструмент — это наш продукт. Второе орудие — это рекомендации сообщества и доверие к бренду. Мы всегда стремимся прислушиваться к просьбам потребителей, и люди это чувствуют. Яркий пример — это то, как мы запускали свой телевизор Mi tv, который стал очень популярен в России. Перед запуском мы потратили полтора года на то, чтобы сделать продукт максимально отвечающим запросам пользователей. Для этого мы рассылали прототипы фанатам с форума Xiaomi и прислушивались к обратной связи.