T

«Осторожно, вы в секте»: все о российских деструктивных культах и о том, как из них выбираться

28 июня в Букмейте стартовал книжный сериал финалистки премии «Национальный бестселлер» Веры Богдановой «Семь способов засолки душ». Литературные критики называли его одной из самых ожидаемых новинок года. Это история о череде загадочных событий, вымышленной тоталитарной секте «Сияние», ее основателе Леониде Дагаеве и его дочери Нике, которой предстоит раскрыть страшные преступления настоящего и разобраться в собственном прошлом. А мы с книжным сервисом Яндекс Плюса тем временем решили составить гид по самым известным российским культам и разобрались, как именно их лидерам удавалось подчинять своей воле сознание тысяч людей.

***

***

«Живым из „Сияния“ не уходил никто. Один ученик сбежал из „приюта“, угрожал, что, если его станут удерживать, он пойдет в милицию и все расскажет. Его никто не держал, но спустя месяц тело ученика нашли в Нижневартовске. Ужасная трагедия: бросился под машину. Дух не выдержал разлуки с местом силы — так объяснил отец. Слабый был дух.

Хорошая душа сияет, а плохая остается в бренном теле, таков был принцип моего отца. Сияющие души неуязвимы. Сияющие бессмертны. Сияющие говорят с духами предков, земли, реки и гор. Все послушницы хотели сиять.

Они ведь были уверены, что неуязвимы, идиотки. Что смерти лично для них нет».


Основы учения вымышленной секты «Сияние» отчасти повторяют догматы реально существовавшего культа «Ашрам Шамбалы». Его основатель Константин Руднев прошел путь от инструктора йоги до руководителя одного из самых громких религиозных движений 1990-х. В своей доктрине он смешал элементы самых разных духовных направлений — от шаманизма до буддизма и нью-эйджа. Но, по сути, все его идеи сводились к одному простому принципу: гуру обещал привести последователей к «просветлению», а ради достижения этой цели требовал от них полной изоляции от внешнего мира и беспрекословного подчинения себе.

Руднев забирал у адептов имущество и селил их в общины. Они располагались в арендованных квартирах, в которых было настолько мало места, что послушники спали на полу. Над ними издевались, известен случай, когда престарелую мать одного из членов культа «Ашрам Шамбалы» заставляли ползать на четвереньках с миской, прося еды. Сам Руднев тем временем погружался в наркотические трипы и устраивал оргии со своими приспешницами, называя их «тантра-практиками». Эта секта получила большую известность в XXI веке, но первые культы, не менее мистические и пугающие, появились в России еще в дореволюционное время.

Ашрам

шамбалы

От кровожадных волхвов до самобичевальщи-ков, впадающих в экстаз: самые старые секты России

По мнению некоторых исследователей, первые секты возникли на Руси еще в дохристианский период. Впрочем, достоверных сведений об этом нет. Однако точно известно, что языческие культы существовали во времена Крещения Руси — это были довольно мрачные общины, которые продолжали исповедовать политеизм и проводили кровавые человеческие жертвоприношения.

Православие же укрепилось в статусе основной религии. Однако периодически от нее откалывались группы еретиков. Так, в XIV веке появилась секта стригольников. Ее последователи считали одной из своих главных целей противостояние симонии — торговле должностями среди духовенства. Под этим предлогом адепты отказывались признавать авторитет священников, не ходили в храм и исповедовались... земле. Основателем учения считается некий уроженец Пскова по имени Карп. Согласно самой популярной версии, он был парикмахером или, другими словами, стригольником — отсюда и название культа, просуществовавшего почти столетие. А вот век самого Карпа был недолгим: довольно быстро его изловили, предали анафеме и сбросили в реку с моста. Вплоть до 1600-х годов стригольники сохраняли статус одного из самых известных нетрадиционных религиозных движений. А потом случились реформы патриарха Никона, которые поразили общество, и вслед за этим произошел всплеск сектантства.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-20,"y":250,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.36,"scaleY":0.36,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":-20,"y":564,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.36,"scaleY":0.36,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":250,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":234,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

К XVII веку Российское государство начало играть все более важную роль на международной арене. Византийская империя, считавшаяся культурным и духовным центром для христианских народов Востока, перестала существовать еще в 1453 году. При этом царь Алексей Михайлович позиционировал себя как защитника православия, а Москву провозглашал наследницей религиозных традиций Константинополя. В действительности это было не совсем так: обряды русской церкви в тот момент сильно отличались от греческих. Более того, зачастую в каждой епархии существовали свои обычаи. Поэтому было решено привести традиции и догмы к единообразию и полному соответствию с византийскими правилами.

Реформы поручили патриарху Никону. Нововведения были масштабными, вот лишь малая их часть: крестное знамение из двуперстного превратилось в трехперстное, возглас «аллилуйя» во время богослужений стали произносить не дважды, а трижды, наконец, написание имени Христа в славянских переводах священных текстов преобразовалось с «Исус» на «Иисус». В наше время эти изменения кажутся незначительными и чисто символическими. Но тогда люди воспринимали устоявшиеся нормы буквально как волю Божью, которую человек не в силах и не вправе менять. Общественными настроениями пытались манипулировать лжепроповедники, которые начали говорить о воцарении на церковном престоле антихриста и о приближении апокалипсиса.

§

Так появилось старообрядчество, разделившееся на множество направлений, одним из которых стало беспоповство. Адепты этого культа полностью отрицали власть священников, а также не признавали никакие православные обряды, для совершения которых требовалось участие духовенства, включая таинство брака. Некоторые беспоповцы рассуждали так: зачем жениться, если скоро наступит конец света? Исходя из этой же логики, члены организации отказывались от любой собственности и вели крайне аскетичный образ жизни. И все бы ничего, если бы внутри движения не появлялись особо радикальные учения: например, некоторые проповедовали самосожжение во имя спасения души. Были и те, кто считал государство пособником «греха» церкви. Поэтому они не платили налоги, не участвовали в переписях населения и не несли военной службы, все время находясь в бегах, за что и получили соответствующие прозвище — «бегуны». Проблема в том, что эти вечные странники одобряли любые способы разрыва социальных связей: грабежи и даже убийства, совершенные в интересах культа, не считались грехом.

Впрочем, существовали и более миролюбивые секты. Например, в XVIII веке на Тамбовщине сформировалось движение молокан. Они отрицали институт церкви с его обрядами и иерархией и считали единственным источником веры Священное Писание, впрочем допуская свободу в его толковании. Последователи этого движения не почитали икон, не крестились, не употребляли спиртное и свинину, а также порицали любые виды насилия. По сути, эти идеи были близки к протестантским: по мере расширения и укрепления международных связей в страну проникало все больше зарубежных учений, с которыми основатели новых культов, безусловно, были знакомы.

Возможно, некоторые идеи у иностранцев позаимствовали и хлысты. Во всяком случае обряды этой секты очень напоминали ритуалы европейцев-бичевальщиков, которые призывали истязать себя ради искупления греха. Хлысты — это, пожалуй, самое противоречивое и мистическое движение в дореволюционной России. Они считали, что Иисус Христос не умер духом, а значит, в любой момент может вселяться в тела избранных представителей паствы. Однако произойти это великое таинство может только во время особых ночных богослужений, которые назывались «радениями». Выглядели они так: члены общины облачались в белые рубахи и собирались в большой избе. Все присутствующие начинали петь и водить хороводы, постепенно двигаясь все быстрее и быстрее. Попутно адепты культа били себя прутьями и, в конце концов, доходили до полного исступления. По слухам, такие собрания нередко заканчивались оргиями, но многие историки уверены, что это миф. Сами хлысты, впрочем, придерживались многоженства.

Конечно, это неполный список всех дореволюционных сект. К началу XX века в Российской империи существовало несколько десятков движений, число их последователей превысило 2 млн, а непростая социальная, политическая и экономическая обстановка лишь подталкивала людей к религиозным исканиям.

Древние асгардцы, культ кедра и нетрадиционная медицина: секты XX века

Советская власть поначалу относилась к различным культам терпимо. Владимир Ленин даже считал сектантство одним из способов борьбы народа с угнетателями и прямо заявлял, что партия должна использовать этот ресурс. Однако чуть позднее, когда большевики развернули полномасштабную пропаганду атеизма, с религиозными движениями все-таки решено было бороться. К тому моменту в стране уже появилось около десятка новых учений, часть завезли из-за рубежа.

Так, например, в Россию попали идеи пятидесятников. В начале XX века их распространяли иностранные проповедники, а в 1920-х крупную общину основал оренбургский казак с непростой судьбой Иван Воронаев, который в 1912 году уехал в США и отучился в библейском колледже. В Соединенных Штатах он стал последователем только что возникшего направления протестантизма. Его адепты призывали к непротивлению злу, трудолюбию и нравственности, а также проводили обряды крещения Святым Духом — это особые богослужения, во время которых верующие входили в состояние, близкое к трансу. Воронаев решил перенести обычаи и догмы пятидесятников на российскую почву, за что вскоре попал в опалу, трижды прошел через лагеря и был расстрелян. Впрочем, аналогичная участь тогда ждала и православных священников — в период с 1937 по 1941 год были репрессированы более 100 тыс. представителей духовенства.

§

Для лидеров религиозных организаций в СССР было предусмотрено наказание, в частности, по статьям Уголовного кодекса о нарушении закона об отделении церкви от государства и о создании группы, причиняющей вред здоровью и посягающей на личность и права граждан. Несмотря на это, некоторые движения в стране появлялись. В 1980-х, например, возникло общество ивановцев. Его основатель — сторонник здорового образа жизни Порфирий Иванов. Большая часть его последователей были физкультурниками-моржами. Они считали, что регулярные обливания холодной водой способны исцелить от любых болезней. Но были среди адептов и те, кто боготворил Иванова, считая его «учителем народа» и «повелителем земли».

Чуть раньше, в 1970-х, в СССР появилась другая секта, которая предлагала своеобразные способы борьбы с заболеваниями. Парамедик Виктор Столбун обещал последователям избавление от зависимостей, язвы желудка, астмы и даже шизофрении с помощью своего якобы революционного метода лечения — «дозированного центрипетально-реперкуссивного воздействия». Оно проводилось с помощью хлорэтила, который капали на определенные части тела. При однократном осторожном применении вещество дает приятный охлаждающий и обезболивающий эффект, но процедура, естественно, постоянно повторялась, из-за чего у «пациентов» появлялись химические ожоги и отслаивалась кожа. Кроме того, Столбун бил своих последователей током и убеждал, что для выздоровления необходимы физические и психологические страдания, а также изнуряющий труд. Проходить такую терапию, конечно же, требовалось в специальных коммунах, члены которых должны были разорвать все связи с внешним миром. Псевдонаучное учение было очень популярно, в общины вступали поэты и музыканты, чиновники и военные, туда в целях профилактики даже приводили детей. Но все же при советской власти такие примеры были единичными, период бурного развития российского сектантства только наступал — приближались 1990-е.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":581,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":581,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

столбун

«Это было время хаоса, когда рациональное объяснение происходящего отсутствовало. Людям не хватало поддержки, поэтому они обращались к чему угодно, любыми способами пытались себя спасти. Как раз вот такая всеобщая растерянность на фоне экономического и общественного кризиса — самая благодатная почва для появления деструктивных культов и различных форм обмана», — отмечает Вера Богданова. И действительно, после развала Советского Союза в России появились учения самого разнообразного толка. Среди них был, например, культ центра «Юнивер», который, в частности, занимался параноидальным толкованием детских сказок: в его прочтении серый волк считался преподавателем науки тайноведения и секретным советником некоего мифического и всемогущего Царя. Ассоциация «Колыбель Сибири» предрекала появление «сверхчеловеков шестой расы». Анастасийцы стремились стать ближе к природе, создавали родовые поместья площадью ровно один гектар, рожали детей в полях и высаживали как можно больше кедров, потому что это дерево «Бог создал как накопитель идей космоса».

§

Еще одна противоречивая организация начала 1990-х — «Асгардская славянская община духовного управления Асгардской веси Беловодья древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов» (признана экстремистской и запрещена на территории РФ). Основатель культа Александр Хинкевич пришел к выводу, что Омск — это древний скандинавский Асгард, в котором проживала династия инглингов. Себя лидер общины считал потомком древнего народа. Асгардцы построили в городе капище и основали учебное заведение «Мидгард», где преподавали трехмерную математику. По ее законам, например, дважды два не равнялось четырем. Позже выяснилось, что члены секты нашивали на одежду свастику и вскидывали руки в характерном приветствии. Вполне ожидаемо, их деятельность признали незаконной.

Но были в 1990-е и более страшные организации. Еще до упомянутой «Ашрам Шамбалы», существовало «Великое белое братство ЮСМАЛОС» (признано экстремистским и запрещено на территории РФ"). Оно действовало одновременно на территории России и Украины, центр располагался в Киеве. Лидером движения была уроженка Донецка Мария Цвигун. После неудачного десятого аборта, она пережила клиническую смерть и начала считать себя живым воплощения Иисуса Христа под именем Мария Дэви Христос. Последователи культа верили в реинкарнацию, прямое общение с божествами и... готовились к массовому самоубийству, надеясь таким образом искупить грехи и быстро попасть в рай.


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-25,"y":250,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.3,"scaleY":0.3,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":-25,"y":482,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.3,"scaleY":0.3,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":250,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":232,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Другой пример деструктивного культа, впрочем, не самого масштабного, — «Благородный орден дьявола» (признан экстремистским и запрещен на территории РФ). Чтобы попасть в организацию, нужно было написать заявление о том, что адепт навечно отказывается от собственной души, и скрепить документ кровью. Послушники устраивали оргии с участием несовершеннолетних, участвовали в трехдневных наркотических марафонах, проводили обряды с использованием черной магии и стремились к установлению ада на земле.

В начале XXI века экспансия религиозных движений замедлилась. Основатели самых мрачных культов были задержаны и осуждены. В частности, за решетку попал Андрей Попов, глава московской «Секты бога Кузи». Он провозгласил себя воплощением известных исторических личностей и святых — от Юлия Цезаря до Шивы и Иисуса Христа. Лжепроповедник проводил платные духовные собрания, пропагандировал отречение от семьи, порол своих «учеников» розгами и склонял к сексу последовательниц. При обысках у Попова нашли 250 млн рублей и $150 тыс. наличными, а также целый зоопарк экзотических животных.

Духовный all inclusive: как попадают в секту?

«Моя мама из тех, кто ждал, когда за них решат. Вся ее история — это побег от одиночества и бесконечный поиск оправданий. <...> До Дагаева у нее был мужчина на десять лет старше. Он долго морочил ей голову, говорил, что любит, но мог пропасть на месяц и даже не звонить. <...> Так вот, когда тот мужчина бросил маму в первый раз, ей пришлось уйти с работы: предприятие закрылось, в девяностые это случалось часто. Примерно в тот период в дверь ее квартиры позвонили приветливые люди и спросили, не хочет ли мама заняться йогой, почистить чакры и научиться астральному карате. Все это маму заинтересовало, и она согласилась. Она наконец встретила семью, которой у нее никогда не было, и мужчину — моего отца, — который сказал, что порешает все вопросы».

Так в «Семи способах засолки душ» описывается попадание в секту мамы главной героини. По словам Веры Богдановой, у этого персонажа есть реальный прототип: «Это опыт моей ближайшей родственницы. Она в 1990-е оказалась на мели, лишилась работы, у нее был депрессивный эпизод и ей было очень одиноко. В этот момент к ней в дверь постучались люди — предложили посидеть и просто поговорить о Господе нашем. Все очень безобидно начиналось. А потом организация начала поглощать все свободное время человека: „А давай ты сходишь с нами на собрание, которое длится пять часов, а давай ты будешь раздавать брошюры на улице“. Я тогда была подростком и очень удивилась, как быстро может в секту затянуть».

Таких примеров сотни. Алена, как и Ника из «Семи способов засолки душ», выросла среди последователей религиозного движения. Когда ей было 12, ее мама начала изучать Библию со «Свидетелями Иеговы» (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ). Эта секта считает основные мировые религии и мирские власти частью «языческого сатанинского Вавилона». Согласно учению, вскоре Господь должен его разрушить и забрать с собой в рай избранных последователей культа. «Они пришли к нам домой, — рассказывает Алена, — а моя мама всегда интересовалась религией, поэтому она с удовольствием их послушала, загорелась всем этим. Они пообещали ей светлое будущее, в котором нет болезней, смерти, страданий, нищеты. В 1990-е это были очень правильные слова».

§

Но далеко не всегда жертвы попадают в секты, вдохновившись речами уличных проповедников. «Я бы сказал, это один случай из десяти, — отмечает социальный психолог Михаил Вершинин, который помогает пострадавшим выходить из деструктивных культов. — В большинстве случаев человека в организацию приводят родственники, коллеги по работе или друзья, поскольку близким сложно отказать. Они предлагают посетить определенное культовое мероприятие для непосвященных, выглядит оно абсолютно безобидно. Я вот, например, в рамках исследования ходил на собрание, где на протяжении 50 минут пели детские песенки про Христа. Все друг другу улыбались. Новичков ставили в центр группы, чтобы они могли почувствовать единение с новым коллективом. После такой совместной практики у вас останутся исключительно положительные впечатления».

Чтобы узнать больше об истории секты «Сияние» и ее самопровозглашенного гуру Леонида Дагаева, слушайте книжный сериал Веры Богдановой тут:

[

]

СЛУШАТЬ

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.5,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Зачастую именно так выглядит первый этап погружения в секту. Постепенно человек начинает все чаще посещать лекции или встречи, которые проводят участники движения. На этих мероприятиях царит атмосфера удивительного дружелюбия. «Приходит гуру и говорит: „Ты прекрасен, мы любим тебя таким, какой ты есть, ты станешь супершаманом, супервоином, ты скоро достигнешь сияния, только следуй нашим указаниям“», — описывает Вера Богданова. «В этом и заключается одно из главных отличий сект от традиционных религий, — продолжает ее мысль Михаил Вершинин. — Церковь учит: „Ты всю жизнь должен жить по определенным правилам, соблюдать их — и, возможно, ты попадешь в рай“. А культы говорят: „Мы тебе гарантируем — ты точно попадешь в рай, если будешь соответствовать нашим критериям“. И жертва старается понравиться группе, которая, как ей кажется, столь позитивно на нее влияет. За такой укол эндорфина человек готов пойти на все что угодно».

В этот момент и начинается психологическая, финансовая, а в некоторых случаях даже сексуальная эксплуатация новоиспеченного адепта. К проповедям добавляются техники контроля сознания: лидеры движения регулируют круг общения послушников, требуют от них непрерывной исповеди и поддерживают в последователях постоянное чувство вины за любые, даже самые незначительные прегрешения. «Существуют и другие психофизиологические уловки. Если я вас заставлю петь песенку с определенной длиной слов — вы начнете дышать в определенном ритме, из-за чего можете получить ощущение эйфории. А я вас начну убеждать, что это ангел пролетел, и вы в это поверите. Точно так же любое изменение эмоционального или физического состояния при переходе на особую диету можно объяснить нисхождением святого духа», — рассказывает Михаил Вершинин.

§

На этом этапе самостоятельно выбраться из культа жертва уже не способна, причем неважно, что происходит внутри организации. «А зачем? Есть фантастическая личная и коллективная мотивация, общая цель, все просто и понятно. Жизнь прекрасна и полна захватывающих духовных перспектив», — вспоминает свой опыт бывший сектант Александр (имя изменено по просьбе собеседника). Похожими впечатлениями делится и Алена: «Тебе говорят: „Будешь много молиться, вести простую тихую жизнь, и тебя Господь в новом мире наградит домом, интересным занятием, счастливой семьей“. Получается что-то вроде all inclusive». Однако всегда приложенных усилий недостаточно, постоянно появляются новые духовные истины, которые необходимо изучить ради достижения идеала: «И может быть, ты даже замечаешь это, но думаешь: „Куда я уйду, когда столько сил и средств уже вложено? Надо стоять до конца“. К тому же все твои друзья, родственники находятся в общине. Покидая ее, ты автоматически теряешь все».

Тайны сверхчеловеков шестой расы: как вычисляют секты?

Все эти истории кажутся страшилками из прошлого, но вот пример совсем недавних событий. В 2019 году в Екатеринбурге задержали специалиста по медицинской технике Ивана Кузнецова. Он более 20 лет проработал в клиниках Швейцарии и Германии, считался одним из лучших наладчиков рентгеновских аппаратов в Европе. Однажды его жена, домохозяйка, наткнулась в интернете на проповеди некоей Фамари — уроженки Уфы Земфиры Гафуровой, которая утверждала, что современные религии — это ересь, мир вскоре погрузится в хаос, а спасти людей способна только она как единственная истинная христианка на Земле. Кузнецов этими идеями неожиданно заинтересовался, регулярно беседовал с Фамарью, превратился в главного донора секты, а затем принял решение вернуться в Россию и примкнуть к общине вместе с супругой и двумя сыновьями.

Гафурова требовала от учеников забыть свое прошлое, оставить работу, не думать о развлечениях и не получать никаких новых знаний: все необходимое для праведника, по ее мнению, было в Ветхом Завете. Еще она считала, что в детях последователей ее культа сидят бесы, которых регулярно необходимо изгонять, избивая несовершеннолетних розгами. Ритуалы проводили несколько раз в неделю самими родителями. Во время одного из таких обрядов сын Кузнецова погиб. Отец заткнул мальчику рот кляпом, чтобы тот не кричал от боли, и ребенок задохнулся.

По словам социологов и психологов, сейчас в России продолжают появляться деструктивные культы, причем они все реже носят религиозную направленность. Существуют коммерческие организации, то есть различные финансовые пирамиды, политические движения с признаками секты и, наконец, психокульты, созданные бесконечным множеством тренеров личностного роста. Они заставляют учеников выполнять длинную череду заданий, предполагающих постоянную смену деятельности, переключение эмоций и многочасовые занятия. В результате последователи гуру оказываются истощены, на этом фоне их когнитивные способности ухудшаются. Пользуясь этой уязвимостью, коучи навязывают своим протеже собственную интерпретацию чувств, мыслей, «накачивают» сверхмотивацией, доводя до маниакального состояния. Энтузиазм, впрочем, почти всегда сменяется апатией, а некоторые из участников «марафонов» и «курсов» заканчивают жизнь самоубийством.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":400,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":-153,"y":683,"z":0,"opacity":1,"scaleX":4.28,"scaleY":4.28,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":400,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":148,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

секты

культы

Точное количество таких культов, да и любых сект в принципе неизвестно. Последние подсчеты проводились религиоведами в начале нулевых, тогда организаций было около сотни. Данных о количестве россиян, которые состоят в различных обществах, тоже нет — исследователями назывались цифры от 800 тыс. до 2,5 млн.

Как таковой борьбы с сектами на государственном уровне не ведется. Однако наиболее радикальные движения в итоге признаются экстремистскими или нежелательными. Бывший следователь, а ныне адвокат Вадим Багатурия описывает эту процедуру так: «Прокуратура берет заключение у специалистов-религиоведов, проводит комплексную экспертизу и по ее итогам обращается в суд с требованием запретить деятельность того или иного культа. Если соответствующее решение принимается, то за организацией уже „присматривают“ в Центре Э (главное управление по противодействию экстремизму) МВД России».

Но чтобы этого добиться, нужно собрать показания свидетелей и потерпевших, а большинство культистов делиться тайнами своей общины с непосвященными не хотят. Сами правоохранители в секты не внедряются и постоянные мониторинги работы религиозных организаций не проводят. А даже если жалобы на деятельность того или иного движения поступают, среди сотрудников СК, МВД или ФСБ в крупном российском регионе находятся в лучшем случае лишь два-три человека, способных заниматься расследованием подобных дел. «Я лично не слышал ни об одном профильном специалисте», — резюмирует Вадим Багатурия.

§

Работа с жертвами культов тоже не организована. «Казахстан в этом деле пошел дальше нас. У них есть несколько крупных государственных центров реабилитации для пострадавших от деструктивных религиозных течений и экстремистских движений. При комитете по делам религий при Минкультуры созданы 229 региональных информационно-разъяснительных групп по вопросам религий, куда входят несколько тысяч специалистов», — отмечает Михаил Вершинин. В России бывшие участники различных движений пока не получают специализированной психологической помощи от государства, зато могут рассчитывать на компенсацию морального вреда. Однако претендовать на нее можно только после прохождения судебно-психиатрической экспертизы, а это, как говорит Вадим Багатурия, процесс затяжной и достаточно сложный с бюрократической точки зрения.

«Хотелось выйти в окно»: как выбираться из культов?

«Иногда родственникам культистов приходится объяснять, что никакой инстанции, способной решить их проблему, не существует, со своей бедой они остаются один на один», — рассказывает Михаил Вершинин. По его мнению, основная сложность работы по выводу адептов из сект заключается в том, что начинать ее нередко приходится, когда ситуация уже запущена: «Близкие жертв обычно пишут заявления во всевозможные государственные органы, ругаются, отбирают паспорта. К психологу обращаются по остаточному принципу, когда многие мосты уже разрушены».

Большинство попыток вразумить сектантов действительно заканчивается ничем. В худшем случае после ссор последователи религиозных движений прекращают любое общение с семьей. «В общинах вам могут объяснить, что причиной любых жизненных неудач были завистливые люди в вашем окружении. В эту категорию автоматически заносятся и родственники, пытающиеся бороться за культистов, — объясняет Михаил Вершинин. — Нужно понимать, что коммуникация с людьми, которые находятся внутри этих организаций, — это очень сложный процесс, примерно как разминирование бомбы. Ты должен быть готов, что человек в любой момент закроется, один неправильный шаг — и все, а другого шанса может и не быть. Поэтому важно для начала выстроить общение между культистом и его близкими таким образом, чтобы оно было нейтральным или даже позитивным».

«Сохранять любовь в такой ситуации очень тяжело, — признает Вера Богданова. — Ты пытаешься вытащить человека снова и снова, но никакие твои попытки его не спасут, пока он сам не осознает необходимость выйти из культа. Важно, несмотря ни на что, не останавливать работу». По словам специалистов, она может продолжаться несколько лет. Сложность в том, что за время, проведенное в секте, ее члены отучаются воспринимать любую «некультовую» информацию. Только после того, как с пострадавшим удается выстроить доверительные взаимоотношения, можно апеллировать к его критическому мышлению. Впрочем, как отмечает Михаил Вершинин, делать это следует по-хитрому: «Культисты зачастую готовы ругать другие организации. Поэтому мы подбираем культы со схожей идеологией, ритуалами и находим негативную информацию о них. Родственники все это показывают, говорят: „Смотри, какие мошенники, смотри, что они творят“. Жертва соглашается или не соглашается, но внутри понимает: „Да это же как у нас!“».

§

Вслед за осознанием постепенно приходит и желание изменить свою жизнь, покинуть секту и вернуть самостоятельность. Принять такое решение помогают специальные группы по выходу из культа, куда добавляют членов семьи, психологов и людей, которые были авторитетны для человека до попадания в деструктивную группу. Их задача — переключить внимание пострадавшего на более безопасную деятельность, предложить ему альтернативы и поддержку. «Иногда мы предлагаем культистам из псевдохристианских культов присоединиться к традиционной религии. Да, может, человек станет излишне ревностным верующим, но церковь не будет отнимать у него свободу воли, не будет его эксплуатировать», — делится опытом Михаил Вершинин.

«Многие жертвы боятся покидать культ, опасаясь осуждения со стороны близких, членов культа и общества. И испытывают чувство вины перед своим окружением. В таких случаях главная задача родственников — убедить, что травматичный опыт не был личным выбором человека, им манипулировали и сейчас есть шанс перевернуть страницу, реализовать себя в чем-то другом».

За выходом следуют долгие годы психотерапии. Алена вспоминает: «Состояние было депрессивное, одной ногой хотелось выйти в окно. Это ощущение полной безысходности, когда ты понимаешь: все, во что ты верила, — пустое. Нужно как-то самой адаптироваться, самой выживать, брать ответственность за поступки. Еще было очень больно от осознания упущенных возможностей: я бы могла получить хорошее образование, построить карьеру, а получается, я потратила какую-то часть своей жизни зря».

Впрочем, какую бы терапию жертвы деструктивных культов ни проходили, они говорят: бывших сектантов не бывает. «У тебя все равно за время, проведенное внутри организации, меняется взгляд на мир. Я вот, например, привыкла с большой осторожностью относиться к любой информации, очень жестко слежу за тем, что в мою голову попадает», — продолжает Алена. С ней соглашается и Александр: «Имея такой опыт, культы той или иной степени невменяемости я наблюдаю везде — начиная от клубов по интересам и заканчивая политическими движениями. Зайдите ради смеха в чат любителей какой-нибудь марки автомобиля и спросите, как они смотрят на негативные стороны эксплуатации их любимой „ласточки“, — вы увидите личинку секты. Все наше общество состоит из сект того или иного размера и отмороженности. Культы — это костяк любого общества».

P.S.

Михаил Вершинин соглашается, что признаки секты можно найти во многих социальных группах: от фанатских движений до семей с абьюзивными отношениями. «У нашего современного общества есть еще одна особая проблема: глупые люди зачастую считают себя умными и принимают решения, выстроенные только на своем личном опыте. Этому способствует и отсутствие системы самообучения: многие после того, как заканчивают университеты, забивают на развитие и всю жизнь выезжают на том багаже, который был получен в студенческие годы. Параллельно с этим происходит клерикализация общества в целом, и мы становимся менее светским государством. И в этом смысле мы все превращаемся в некую питательную смесь для различных инфоцыган, пророков, гуру, инфлюенсеров, которых сотни, если не тысячи».

§

Под видом тренингов личностного роста продолжают свою деятельность и многие распавшиеся культы 1990-х, напоминает Вера Богданова. Так, например, бывшие адепты «Ашрам Шамбалы» до сих привлекают последователей в свои ячейки, продавая «курсы по развитию женственности». Интерес к подобного рода практикам в последние годы только растет. Как отмечает Богданова, «наше время похоже на 1990-е». По ее мнению, в обществе вновь появляется благодатная для развития культов атмосфера неопределенности.

В этой связи психологи напоминают, что оказаться в секте или в зависимости от инфоцыган может абсолютно каждый. Неважно, какой уровень достатка у человека, чем он занят и насколько у него развито критическое мышление. «Мы ошибочно считаем, что в деструктивные группы попадают слабые, поломанные люди. Кого угодно можно завербовать — все зависит от жизненных обстоятельств и качества работы вербовщика. Нельзя быть внимательным и сильным круглосуточно», — убежден Вершинин.

Богданова, впрочем, считает, что такого широкого распространения культов, как 20 лет назад, уже не произойдет: «Сейчас у нас есть психологи, интернет, очень много материалов в газетах, журналах. Очень сложно скрыть какие-то преступления, когда человек в любой момент может достать телефон, снять видео, написать пост или просто найти номер того, кто может помочь».

Автор | Иван Романов
Иллюстратор | Василиса Гладышева

наверх

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Реклама. ООО «ЯНДЕКС МУЗЫКА»

{"width":1120,"column_width":75,"columns_n":12,"gutter":20,"line":10}
default
true
960
1120
false
true
true
[{"caption":"Open Sans","name":"Open Sans","styles":{"Light":"300, ","Regular":"400, ","Medium":"500, ","Semibold":"600, ","Bold":"700, ","Extra Bold":"800, ","Light Italic":"300, italic","Italic":"400, italic","Medium Italic":"500, italic","Semibold Italic":"600, italic","Bold Italic":"700, italic","Extra Bold Italic":"800, italic"}},{"caption":"Rubik","name":"Rubik","styles":{"Light":"300, ","Regular":"400, ","Medium":"500, ","Semibold":"600, ","Bold":"700, ","Extra Bold":"800, ","Black":"900, ","Light Italic":"300, italic","Italic":"400, italic","Medium Italic":"500, italic","Semibold Italic":"600, italic","Bold Italic":"700, italic","Extra Bold Italic":"800, italic","Black Italic":"900, italic"}},{"caption":"Manrope","name":"Manrope","styles":{"Extra Light":"200, ","Light":"300, ","Regular":"400, ","Medium":"500, ","Semibold":"600, ","Bold":"700, ","Extra Bold":"800, "}},{"caption":"Anonymous Pro","name":"Anonymous Pro","styles":{"Regular":"400, ","Italic":"400, italic","Bold":"700, ","Bold Italic":"700, italic"}},{"caption":"Ruslan Display","name":"Ruslan Display","styles":{"Regular":"400, "}}]
https://fonts.googleapis.com/css2?family=Open%20Sans:ital,wght@0,300;0,400;0,500;0,600;0,700;0,800;1,300;1,400;1,500;1,600;1,700;1,800&family=Rubik:ital,wght@0,300;0,400;0,500;0,600;0,700;0,800;0,900;1,300;1,400;1,500;1,600;1,700;1,800;1,900&family=Manrope:wght@200;300;400;500;600;700;800&family=Anonymous%20Pro:ital,wght@0,400;0,700;1,400;1,700&family=Ruslan%20Display:wght@400
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: ESQDiadema; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}
Загружаем