«Жизнь — это сочетание комедии и пафоса»: режиссер «Аноры» Шон Бэйкер рассказал, как снимать правдивое кино

«Актеры — это самое важное», — уверен режиссер. Главные роли в «Аноре» сыграли Майки Мэдисон и российские актеры Марк Эйдельштейн и Юра Борисов.
«Жизнь — это сочетание комедии и пафоса»: режиссер «Аноры» Шон Бэйкер рассказал, как снимать правдивое кино
Elyse Jankowski/Sipa USA/Legion-Media

Режиссер «Аноры» Шон Бэйкер рассказал о своих методах работы в интервью с Deadline.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бэйкер известен как автор независимых фильмов «Проект Флорида», «Старлетка» и «Мандарин», который он снял на iPhone. В мае его последняя работа «Анора» получила главную награду 77-го Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь». В ленте сыграли американская актриса Майки Мэдисон, российские актеры Марк Эйдельштейн, Юра Борисов, Алексей Серебряков, Дарья Екамасова, а также армянские актеры Карен Карагулян и Ваче Товмасян. В российский прокат фильм вышел 17 октября 2024 года.

Как пишет Deadline, «Анора», которая уже собрала в американском прокате более $10 млн и множество положительных оценок, может стать для Бэйкера отправной точкой, которая выведет его «в число самых выдающихся режиссеров индустрии».

О триумфе в Каннах

Шон Бэйкер признался, что «Золотая пальмовая ветвь» стала для него большой неожиданностью, хотя он всегда мечтал об этой награде.

«Я не ожидал этого. Это довольно удивительно. Я хочу сказать, сбылась моя мечта. И я не приукрашиваю, это действительно была моя мечта, которая исполнилась, и я продолжаю переваривать это спустя пять месяцев», — говорит режиссер.

По его словам, он предполагал, что получит эту награду, но не думал, что ее принесет именно «Анора».

О важности комедии и человеческих историй

Бэйкер отметил, что считает «Анору» не комедией, а трагедией с элементами комического.

Фильм рассказывает об Аноре (Майки Мэдисон), которая работает в стрипклубе. Там она встречает Ваню (Марк Эйдельштейн), сына русского олигарха. Она начинает видеться с ним вне клуба, оказывая ему сексуальные услуги, пока юноша не предлагает ей выйти за него.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Анора»
«Анора»
Landmark Media / Legion-Media

По словам режиссера, изначально он не собирался снимать очередной клишированный фильм про некую «русскую мафию», в первую очередь он преследовал цель рассказать историю «молодой девушки, которая поняла слишком поздно, что вышла замуж не за того парня». Этим персонажем оказался русский парень, сын богатых родителей, который вращается в американском комьюнити и на Брайтон Бич.

Бэйкер отметил, что сразу увидел в этой истории трагичность, а также комедийный потенциал. С учетом этих составляющих он захотел внести развлекательный элемент и показать некую абсурдность ситуаций, чтобы фильм вызывал у зрителей смех.

«Жизнь — это сочетание комедии и пафоса. Если ты делаешь фильм о жизни и упускаешь эти элементы, ты не будешь правдив, не будешь реалистичен», — считает режиссер.

Бейкер отметил, что всегда включает комедийные детали в свои фильмы, но делает это достаточно сдержанно и когда все сосредоточено на так называемой комедии положений, в частности когда смех вызывает то, как люди взаимодействуют и сталкиваются друг с другом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так сложилось, что во многих своих последних фильмах Бэйкер сосредоточился на том, чтобы раскрывать универсальные человеческие темы через истории секс-работников. При этом постановщик отмечает, что секс-индустрия сама по себе широкая тема, поэтому он не мог ограничиться одним фильмом и снял уже несколько.

«Один фильм не может репрезентировать все сообщество, или микрокосм, или жизнедеятельность», — сказал он, отметив, что в «Аноре» он изучил тему секс-работы еще шире, затронув моменты, которых нет в его прошлых работах.

Начинать с конца

Когда режиссер снимал «Анору», одним из источников вдохновения для него стал фильм «Ночи Кабирии» Федерико Феллини, который повлиял на него за счет «чуткого подхода» его автора.

Интервьюер Deadline обратил внимание, что в «Аноре» и «Ночах Кабирии» есть кое-что общее — конец, в котором есть настоящие человеческие эмоции, при этом этот финал открыт для интерпретации зрителя.

Бэйкер согласился с журналистом и подчеркнул, что «конец — это самое главное в сторителлинге кино».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Постановщик поделился, что порой даже начинает писать свой сценарий с конца.

О важности кастинга

«Актеры — это самое важное, — говорит Бэйкер. — Я хочу быть уверенным, что лично отбираю каждого человека».

Режиссер признался, что в «Аноре» собрал каст, которым он гордится больше всего.

Он отметил актера Карена Карагуляна, с которым уже успел поработать над большинством своих фильмов. Что касается роли Аноры, режиссер сам позвал Майки Мэдисон, а также предложил ей включиться в работу над сценарием. «Я знал, что это должна была быть она», — отметил он.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Анора»
«Анора»
Landmark Media / Legion-Media

Юру Борисова Бэйкер позвал после того, как увидел его игру в «Купе номер 6» режиссера Юхо Куосманена. Постановщик отметил, что ему очень нравится этот фильм.

Известно, что кандидатуру Эйдельштейна на роль Вани порекомендовал режиссеру именно Юра Борисов, с которым тот играл в «Сто лет тому вперед». Ранее Эйдельштейн рассказал, что записал видео для прослушивания в «Аноре» полностью голым и его смелость зацепила Бэйкера.

О детстве

В ходе интервью Шон Бэйкер отметил, что с раннего детства знал, что станет режиссером. Однажды мама сводила его в библиотеку в Нью-Джерси, когда ему было пять лет. Там показывали фильм про монстров в кино — про мумию, Дракулу Белы Лугоши и других. И на следующий день Шон заявил маме, что хочет снимать фильмы.

Читайте также:

Вы смотрели «Анору»?
Да
Нет
Собираюсь посмотреть