В Москве откроется выставка о выдающихся женщинах — режиссерах российского кино

Экспозиция расположится в Еврейском музее и центре толерантности и расскажет историю отечественного кинематографа с точки зрения женщин.
В Москве откроется выставка о выдающихся женщинах — режиссерах российского кино
Кинорежиссер Татьяна Лиознова и кинооператор Петр Катаев на съемках фильма «Карнавал». Частное собрание

С 13 марта по 27 июля в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой». Экспозиция охватит почти всю историю отечественного кинематографа, но расскажет о ней с точки зрения работавших в индустрии женщин. Выставка стала исследованием, призванным ответить на вопрос, кто такие женщины-режиссеры прошлого века и что их отличает от нынешних представительниц этой профессии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Среди героинь экспозиции как «пионерки» движения, так и сегодняшние дебютантки. Посетители музея смогут узнать о жизни и творчестве Ольги Преображенской, Маргариты Барской, Эсфири Шуб, Надежды Кошеверовой, Татьяны Лиозновой, Юлии Солнцевой, Александры Хохловой, Киры Муратовой, Ларисы Шепитько, Динары Асановой, сестер Брумберг и других выдающихся женщин-режиссеров.

Композиционно выставка разделена на три части. Первая посвящена десяти женщинам-режиссерам: от Ольги Преображенской, начинавшей свой путь в кино в дореволюционную пору, до младших современниц Татьяны Лиозновой — Киры Муратовой, Ларисы Шепитько и Динары Асановой. Фильмы, участвующие в экспозиции, формируют представление о «женском кино» ХХ века вовсе не как о периферии кинопроцесса, а как о весомой части классического кинонаследия. К ним можно отнести и первую экранизацию «Тихого Дона» (1930) Ольги Преображенской, и первый советский фильм для детей «Рваные башмаки» (1933) Маргариты Барской, и любимую многими поколениями киносказку «Золушка» (1949) Надежды Кошеверовой, и поэтическую балладу по сценарию Александра Довженко «Повесть пламенных лет» (1960) Юлии Солнцевой, и трагический фильм-реквием о великой войне «Восхождение» (1976) Ларисы Шепитько.

Вторая часть выставки рассказывает о творческом пути Лиозновой, которую называли «железной леди советского кино». Татьяна Лиознова (1924–2011) — автор фильмов «Три тополя на Плющихе», «Карнавал», «Мы, нижеподписавшиеся». Однако самой известной ее работой стал многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны», герой которого, разведчик Штирлиц, уже более 50 лет остается едва ли не самым популярным персонажем советской и постсоветской массовой культуры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Третья часть выставки представляет собой видеоинтервью, в котором о профессии рассказывают представительницы современного поколения женщин-режиссеров: от опытных Веры Сторожевой и Анны Меликян до дебютанток Клавы Коршуновой и Заки Абдрахмановой.

Посетители смогут увидеть эскизы к фильмам, фотографии со съемок, фотопробы, афиши, документы, включая режиссерские сценарии, и иные артефакты, связанные с миром кино. Выставку будет сопровождать публичная программа, состоящая из кинопоказов, творческих встреч и лекций.