«Я очень рад, что потерпел неудачу в Голливуде»: режиссер Андрей Кончаловский рассказал о своих взглядах на творчество
Российский режиссер Андрей Кончаловский в беседе с британским изданием The Guardian заявил, что рад своему провалу в Голливуде. По его словам, в 1980-е годы он попал в «чудовищную голливудскую систему».
О работе в Голливуде
«Будучи режиссером в Голливуде, ты начинаешь думать, как сделать историю коммерческой, а потом становишься цензором своего собственного творения», — объяснил Кончаловский.
Режиссер вспомнил о комедийном боевике 1989 года «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне, над которым он работал. В ходе работы над этим фильмом Кончаловского уволили.
«Продюсер фильма спросил у меня, почему бы мне не передвинуть камеру. Знаете, раньше меня об этом никогда не спрашивали, мне кажется, это важный момент для режиссера. Я ответил, что не хочу двигать камеру. После этого он сказал, что камеру нужно передвигать каждый кадр. Это было началом конца», — рассказывает кинематографист.
«Мне пришлось вернуться в Россию, и не потому, что я хотел этого. Но я очень рад тому, что потерпел неудачу в Голливуде», — отметил он.
О свободе в творчестве
Режиссер признался, что последние десять лет снимает фильмы для себя, чтобы после съемок просто убрать их в дальний угол, где, возможно, никто их не увидит. Кончаловский отметил, что это дает ему «абсолютную свободу».
В России фильмы Кончаловского поддерживает миллиардер Алишер Усманов. По мнению режиссера, большинство бизнесменов отказываются вкладывать свои средства в проекты, когда не знают, принесет ли им это финансовую отдачу.
«Усманов — другой человек. Я говорю ему, что он не получит своих денег обратно. Он на несколько секунд замирает, а потом говорит: "Черт с тобой, делаем", — отметил Кончаловский.
В 1966 году Кончаловский подвергался цензуре. Его второй фильм «Счастье Аси» не выдержал критики властей, и ленту резко сняли с проката.
«Когда мой фильм запретили, я стал своего рода героем для интеллектуалов, диссидентом. У меня был запрещенный фильм, и у Тарковского тоже — "Андрей Рублев". В Москве мы стали своего рода знаменитостями. Но вы знаете, я обжегся, поэтому решил снимать классические фильмы с литературной основой — Чехова и Тургенева. Я не хотел ввязываться в неприятности с цензурой», — рассказывает режиссер.
О фильме «Дорогие товарищи!»
Последней работой 83-летнего режиссера стал черно-белый фильм «Дорогие товарищи!» о расстреле мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году.
Фильм получил спецприз жюри на 77-м Венецианском кинофестивале. Кроме того, картина попала в шорт-лист «Оскара» в номинации «Лучший международный художественный фильм», но в итоге не получила номинацию. При этом «Дорогие товарищи!» претендует на премию BAFTA, а также на приз российских кинокритиков «Белый слон» (Кончаловский попросил не номинировать его на эту награду).
По словам Кончаловского, он очень удивлен, что современные зрители, особенно молодого возраста, интересуются этим фильмом, а также отметил «провокационность» картины.
«Конечно я понимал, что в России этот фильм будет провокацией. Просоветские люди подумают, что это антисоветский фильм, а либералы посчитают его просталинским. Скандал. Но это не политический фильм. Речь идет о психологическом насилии, а не о физическом», — объяснил режиссер свое видение фильма.
«Меня критикуют и говорят, что я снял фильм для американских империалистов. Но я отвечаю, что это ошибочное мнение, это советский фильм. Я советский режиссер. Я советский человек. Я просто вложил в фильм все, что знал», — добавил Кончаловский.