«Мрачное, нигилистическое шоу, которое россияне не могут перестать смотреть». The New York Times выпустила рецензию на «Слово пацана»
Американское издание The New York Times выпустило рецензию на «Слово пацана. Кровь на асфальте». Сериал назвали «мрачным, нигилистическим шоу, которое россияне не могут перестать смотреть».
В начале статьи автор разбирает термины «пацан» и «чушпан», а также обращает внимание на то, что сериал, вышедший осенью 2023 года, стал самым просматриваемым шоу в России, обойдя «Игру в кальмара».
Журналист условно разделяет «Слово пацана» на две тематические части. Завязка первой половины, по его мнению, связана с шапкой, которую проигрывает мать Андрея, одного из главных героев шоу. Вторая половина посвящена спору о том, кому принадлежит видеомагнитофон, — из-за этого между двумя бандами начинается «кровавое соперничество».
«Это история молодых людей, живущих в обществе, где больше нет объединяющего принципа. Все, что осталось, — это физическое насилие», — приводит автор рецензии Александр Назарян слова Дэвида Макфадьена, профессора музыковедения и эксперта по русской популярной культуре Калифорнийского университета.
Само шоу Назарян сравнивает с популярным американским сериалом о мафии «Клан Сопрано». Автор считает, что создатели «Слова пацана» пытались сделать российскую версию, но не вышло — «проблема в отсутствии иронии». Эстетический мир шоу Назарян называет «пустым до непроницаемости», а развитие сюжета — одновременно «неистовым» и «вялым».
«Режиссер Жора Крыжовников редко позволяет камере выходить за пределы прямолинейных границ многоквартирных домов. Детали того периода пугающе точны, но я все еще не имею ни малейшего представления о том, как на самом деле выглядит Казань», — отмечает автор.
Назарян также подчеркивает, что в своей основе «Слово пацана» имеет «нечто действительно гнилое». А именно предупреждение о том, что происходит с человеком, когда способность к моральным рассуждениям настолько «обеднена», что «самым простым ответом на любую ситуацию становится удар кому-то в лицо». Назарян, кроме того, ссылается на статью российского критика Платона Беседина, который утверждает, что «Слово пацана» «может быть востребовано лишь в больном, малообразованном обществе, ходящем, точно уставший больной пони, по кругу».
Прошелся автор The New York Times и по актерам. Леона Кемстача — исполнителя роли Андрея/Пальто — Назарян сравнивает с Джастином Бибером «без татуировок», из-за его пухлых губ и глубоко посаженных глаз. Самого же персонажа автор называет «пустышкой», отмечая, что «даже забота, которую он щедро дарит своей матери и сестре, не вызывает к нему сочувствия». Актриса Анастасия Красовская, в героиню которой влюбляется Андрей, не соответствует воспоминаниям журналиста о советских милиционерах.
Лучшая сцена «Слова пацана», по мнению Назаряна, заключительная. В финале Андрей оказывается в колонии, играет на пианино, а мальчики, выстроившиеся перед ним, поют.
Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» рассказывает о молодежных группировках Казани конца 1980-х годов. В его основу легла книга Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х».
По данным ВЦИОМ на декабрь 2023 года, «Слово пацана» посмотрел каждый шестой россиянин. В феврале 2024-го гендиректор онлайн-кинотеатра Wink Антон Володькин заявил, что сериал с момента его релиза на платформе посмотрели около 23 млн пользователей. Шоу получило несколько премий в России. К примеру, спецприз «Ники» «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа».
Главный редактор «Правил жизни» Трифон Бебутов рассказывал, почему проект, не романтизирующий эпоху 1980-х, стал главным российским сериалом 2023 года. Интервью с исполнителем одной из главных ролей шоу Леоном Кемстачем также можно прочитать на нашем сайте.