На изящном: «Песнь о Нибелунгах» в картинах Генриха Фюссли
Иоганн Генрих Фюссли (1741–1825) — швейцарский и английский живописец. Вы точно видели его знаменитые картины на тему ночных кошмаров и сонного паралича.
Сюжет картины «Кримхильда показывает Хагену голову Гунтера» основан на средневековой германской эпической поэме «Песнь о Нибелунгах», написанной неизвестным автором в XII-XIII веках. История вполне в стиле шекспировских страстей, поэтому стоит прочтения. Как минимум чтобы узнать, почему Кримхильда убила своего брата Гунтера и при чем тут его вассал Хаген.
В период с 1800 по 1817 год Фюссли написал как минимум 17 картин по сюжетам «Песни». И это довольно странно. «Песнь о Нибелунгах» — это важнейший немецкий эпос, памятник немецкому искусству, имеющий важнейшее значение для идеи национальной идентичности Германии. Нацисты даже использовали ее в пропаганде как «отечественную Библию», демонстрировавшую все ключевые ценности истинного немца. Значение «Песни» настолько велико, что она была включена в список мирового культурно-исторического наследия ЮНЕСКО.
С чего вдруг английскому художнику швейцарского происхождения, прожившему большую часть жизни в Великобритании, писать картины по этой поэме?
Ответ кроется в некоторых фактах его биографии. Отец Фюссли очень хотел видеть сына священником, поэтому отдал его учиться в теологический колледж в Цюрихе. Там Генрих начинает плотно общаться со своим преподавателем философии и филологии Иоганном Бодмером, который прививает ему интерес к античной литературе, а также к немецким и английским произведениям.
В 1755 году, пока Фюссли еще проходит обучение, была найдена и частично опубликована одна из рукописей «Песни», пережив буквально второе рождение и став в Германии наиболее востребованным средневековым произведением. Его исследованием занимались крупнейшие ученые-филологи того времени, и Бодмер не исключение. В 1757 году он даже издает последнюю часть «Песни о Нибелунгах».
Так Генрих впервые познакомился с поэмой. Но эффект был бы неполным без еще парочки событий.
Фюссли был вынужден покинуть родной Цюрих: будучи молодым и горячим, он написал на пару со своим однокурсником, будущим основателем физиогномики и профайлинга, Каспаром Лафатером памфлет о коррумпированности начальника «следственного комитета», тестем которого был, упс, мэр Цюриха. Так как все очевидно могло закончиться для студентов не очень хорошо, Бодмер рекомендовал им покинуть Цюрих, и Генрих отправился путешествовать по Германии.
В Германии он еще больше увлекается идеями немецкого Возрождения и предромантизма, активно интересуется концепцией разделения церкви и государства (и это, на секундочку, будучи священником: он успел принять сан до отъезда), даже выбивает себе аудиенцию с Жан-Жаком Руссо, автором теории прямой демократии и общественного договора. Фюссли настолько проникся его идеями, что отрекся от церкви, а потом анонимно издал «Заметки о сочинениях и поступках Жан-Жака Руссо». Помимо этого, он активно занимался переводами на немецкий произведений Шекспира, благодаря чему завел знакомство с британским послом в Берлине, по предложению которого уже переехал в Англию.
После переезда в Англию начинается карьера Фюссли как художника, а не только поэта и писателя. Но чтобы быть коммерчески успешным художником в XIX веке, нужно привлекать внимание публики и выделяться.
Этим он и занимался все последующие годы, формируя свой эпатирующий и местами пугающий стиль.
Серия картин, посвященная «Песни», приходится уже на более зрелый период его творчества, когда он начал преподавать живопись в Королевской академии искусств в Лондоне. Будучи уже давно активным адептом идей романтизма, который в Англии в то время уже подбирался к пику расцвета, Фюссли, как и все романтики, вдохновлялся литературными сюжетами Шекспира, библейской тематикой и античными мифами. «Песнь о Нибелунгах», которую он знал еще со студенческих лет, прекрасно подходила для классических работ романтизма: миф из исторического прошлого, символ немецкого возрождения, героический эпос. Идеальная комбинация. Но мало кто из его конкурентов на арт-рынке мог похвастаться таким близким и давним знакомством с поэмой, находившейся на гребне волны общественного интереса: в 1782 году ученик Бодмера Кристоф Генрих Миллер опубликовал первую полную версию «Песни о Нибелунгах».
Удивительная связь с одним произведением почти на всю жизнь.