В Нью-Йорке найден ранее неизвестный вальс Шопена
В хранилищах Библиотеки и Музея Моргана в Нью-Йорке найден ранее неизвестный вальс Фредерика Шопена. Его обнаружил куратор Робинсон Макклеллан, разбирая коллекцию культурных памятных вещей. Об этом сообщает The New York Times.
Перебирая открытки с подписью Пикассо, старинные фотографии, а также письма Брамса и Чайковского, куратор музея наткнулся на «предмет № 147» — небольшой нотный лист размером с карточку, на котором было написано чернилами «вальс» и «Шопен».
Макклеллан сфотографировал пожелтевший лист с нотами и сыграл мелодию дома на цифровом пианино. По его словам, у него были сомнения: мелодия звучала необычайно вулканически, открывалась тихими, диссонирующими нотами, которые взрывались сокрушительными аккордами.
Макклеллан отправил фотографию Джеффри Каллбергу, ведущему исследователю Шопена в Университете Пенсильвании. «У меня отвисла челюсть, — сказал Каллберг. — Я понял, что никогда раньше этого не видел».
Библиотека Моргана провела экспертизу бумаги и чернил, проанализировала музыкальный стиль и почерк, а также провела консультации со сторонними экспертами. Манипуляции с найденной нотной карточкой привели к выводу, что это вальс действительно авторства великого композитора Фредерика Шопена. Подобный случай стал первым более чем за полвека.
Утверждается, что карточка датируется периодом от 1830 до 1835 года, когда Шопену было около 20 лет.
При этом найденный вальс, предположительно, авторства Шопена короче других произведений польского композитора: всего 48 тактов с повторением — это около 80 секунд. Произведение в тональности ля минор имеет необычные динамические отметки, включая тройное форте, обозначающее максимальную громкость.
Однако Музей Моргана уверен в авторстве Шопена, отмечая ряд признаков, указывающих на композитора. По словам представителей музея, бумага и чернила соответствуют тем, которыми пользовался Шопен, также схожа манера письма.
Исследователи рассматривали и другие версии происхождения композиции — например, что Шопен мог скопировать чужой вальс или, возможно, это была работа ученика. Однако издание утверждает, что оба варианта кажутся маловероятными.
Эксперты полагают, что Шопен сочинил около 28 вальсов, при его жизни было опубликовано только восемь, а после смерти — девять. Остальные были утеряны или уничтожены.