Коллекционер заявил, что на выставке Фаберже в Эрмитаже представлены подделки

Директор музея ответил, что стиль и жанр письма коллекционера делает ответ на него «этически невозможным».
Коллекционер заявил, что на выставке Фаберже в Эрмитаже представлены подделки
Robbie (Robert) Shaw/Legion Media

10 января коллекционер Андрей Ружников опубликовал на своем сайте открытое письмо «Фальшивки в Эрмитаже», адресованное директору музея Михаилу Пиотровскому. В письме он называет подделками экспонаты, представленные на временной выставке «Фаберже — ювелир Императорского двора».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Вопреки ожиданиям и к огромному разочарованию людей, даже поверхностно знакомых с творчеством Фаберже, под видом произведений прославленного мастера зрителям были представлены не просто спорные или сомнительные предметы, а откровенные подделки», — отмечает автор письма.

По мнению коллекционера, «вульгарными новоделами» были представленные на выставке пасхальное яйцо «Курочка», яйцо «Юбилейное свадебное», якобы подаренное Николаем II императрице Александре Федоровне в 1904 году, и пасхальное яйцо «Александр Невский» в красной эмали. Ружников утверждает, что в период с 1904 по 1905 год фирмой Фаберже пасхальных подарков сделано не было.

У коллекционера также возникли вопросы и к выбору партнеров для организации выставки. Ружников заявил, что сотрудничество «мелких частных музейчиков с сомнительными коллекциями» с Эрмитажем позволяет им сделать выставленные «подделки» легитимным и готовым для запуска на рынок товаром. «Ваша выставка Фаберже — это стыд и позор, удар по репутации главного музея России», — добавил Ружников.

Как объясняет издание «Фонтанка», два музея из упомянутых в письме — Русский национальный музей и Музей Фаберже в Баден-Бадене — принадлежат Александру Иванову, который, согласно материалу Forbes «Охотники за Фаберже», в декабре 2010 года «увел» у Ружникова табакерку Николая II на торгах Christie’s.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что «подлинность каждой появляющейся на рынке новой вещи может всегда быть оспорена и оспаривается». «И это правильно, когда каждая новая выставка влечет за собой круглые столы с обсуждением общих и частных проблем», — сказал Пиотровский изданию «Фонтанка». Однако он отказался комментировать письмо Ружникова: «Стиль и жанр так называемого "письма" делает "ответ" на него этически невозможным».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, Пиотровский отметил «огромную разницу» между «искусствоведами-дилерами», которые «призваны купить-продать», и музейными искусствоведами, которые «сохраняют, изучают и представляют».

А вы бывали в Эрмитаже?
Да
Нет