В Музее русского импрессионизма откроется выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм»

Посетители увидят более 150 произведений из государственных и частных собраний со всей России, а также смогут погрузиться в атмосферу экспозиции на акустическом перформансе.
В Музее русского импрессионизма откроется выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм»
Арнольд Лаховский. Набережная Фонтанки. Баржи с дровами. 1910–1920-е. Частное собрание, Москва

С 14 февраля по 1 июня на трех этажах Музея русского импрессионизма развернется масштабная выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм». В экспозиции — произведения 70 мастеров: от Константина Коровина, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря до Петра Кончаловского и Ильи Машкова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Откроют экспозицию полотна, «изображающие воздух» и выявляющие природу света. Следом за ними будет представлена работа живописцев с цветом: экспериментируя с палитрой, русские художники пришли к несвойственной для импрессионизма темной гамме с эффектами ночного освещения и петербургской невской водой, для которой куратор Наталья Свиридова предлагает термин «черный импрессионизм».

Отдельное внимание посвящено этюдам Исаака Левитана, Леонида Пастернака и Леонарда Туржанского. Продолжением этого раздела станут пленэрные композиции Виктора Борисова-Мусатова, Николая Тархова и Давида Бурлюка. Практике импрессионизма будет посвящен и блок «Мастерская», где зритель сможет попасть в учебные классы Академии художеств и МУЖВЗ.

Открытием импрессионизма стали и демократичные сюжеты: пикники, чаепития, катания в лодке, посещения кафе и театров. Обрел популярность так называемый русский мотив: посетители увидят, как на смену вибрирующим бульварам Парижа пришли улицы уездных русских городов Константина Горбатова и Петра Петровичева, а вместо актрис появились молодые крестьянки на портретах Абрама Архипова. Новаторские композиционные приемы мастера заимствовали также из фотографии и японской гравюры: в сопоставлении с тиражной графикой предстанут работы Константина Кузнецова, Игоря Грабаря и Василия Переплетчикова.

Лукиан Попов. В саду (Чаепитие). 1911
Лукиан Попов. В саду (Чаепитие). 1911
Из собрания Оренбургского областного музея изобразительных искусств
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На трех этажах музея будут собраны более 150 произведений из 75 государственных и частных собраний со всей страны — от Калининграда до Владивостока и Хабаровска: из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых, а также из собственной коллекции музея.

Начатый в экспозиции разговор о передаче световоздушной среды на картинах продолжит современная художница Ирина Корина, работы прапрадеда которой, Алексея Корина, также включены в экспозицию. Специально к выставке в холле музея будет создана инсталляция «Наглядные пособия», посвященная свету как физическому явлению. Произведение сфокусирует внимание зрителей на значении научных открытий в формировании нового живописного языка.

К выставке будет выпущена книга о русском импрессионизме. В программной статье «Импрессионизм и окрестности: русская версия» искусствовед Ирина Вакар размышляет о пути нового течения в России и о том, как пленэрные практики повлияли на русское искусство.

Дополнить впечатление от картин позволит акустический перформанс от театрального салона «Сцена 23». Режиссер Денис Азаров и композитор Олег Макаров создали особое акустическое пространство, где музыка соединяется с повседневными звуками — шепотом, шагами — и помогает погрузиться в атмосферу экспозиции. В рамках просветительской программы к выставке в музее откроется театральная гостиная — серия встреч с ведущими режиссерами и актерами.

Кроме того, самых маленьких посетителей ждет специальная программа: мастер-классы, интерактивные экскурсии и познавательно-развлекательный клуб. Мероприятия будут проходить в музее в феврале и всю весну.