Перформанс с элементами импровизации. Чем закончился скандал в Манчестерской галерее

На галерею обрушилась волна критики после того, как ее руководство изъяло из экспозиции одну из самых узнаваемых работ прерафаэлитов.
Перформанс с элементами импровизации. Чем закончился скандал в Манчестерской галерее
Manchester Art Gallery

Из экспозиции Манчестерской галереи 26 января изъяли одну из самых узнаваемых работ прерафаэлитов — картину Джона Уильяма Уотерхауса «Гилас и нимфы». Полотно заменили объявлением, на котором значилось, что пустующее пространство должно стать местом для «обсуждения того, как демонстрировать и интерпретировать произведения искусства в публичной коллекции Манчестерской галереи». В сувенирном магазине при галерее также перестали продавать открытки с репродукцией работы Уотерхауса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вскоре галерея подверглась резкой критике, ее стали обвинять в цензуре. В ответ руководство галереи выступило с заявлением, что такие действия были вызваны лишь стремлением начать общественную дискуссию на фоне круга проблем, обозначенного движениями #MeToo и Timeʼs Up.

По данным «Би-би-си», после такого заявления посетители начали клеить на стену галереи стикеры со словами «Феминизм сошел с ума! Мне стыдно быть феминисткой!» и «Создавайте и демонстрируйте искусство, которое отражает нынешние идеологии наравне со старым».

«Изъятие из экспозиции — это убийство любых дебатов, которые могли возникнуть вокруг действительно животрепещущих проблем сексуальности и гендерных отношений», — сказала Лиз Преттеджон, которая курировала выставку Уотерхауса в 2009 году.

«Изъятие искусства из политических соображений — это именно цензура, вне зависимости от заявлений галереи об обратном. Новое пуританство неразрывно связано с новым мещанством», — написал в твиттере Гарри Брукс.

2 февраля Манчестерская художественная галерея выпустила пресс-релиз, в котором рассказала, что полотно Уотерхауса сняли в рамках совместного проекта с художницей из Лондона: изъятие картины было частью перформанса Сони Бойс, документацию которого продемонстрируют на ее персональной выставке 23 марта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

3 февраля галерея вернула «Гилас и нимфы» Уотерхауса, повесив полотно прямо поверх гневных стикеров.

В галерее также подчеркнули, что были поражены таким резонансом вокруг изъятия картины, и теперь планируют провести серию мероприятий с обсуждениями.

Директор «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова сегодня тоже прокомментировала скандал в выпуске телеканала «Дождь». По ее мнению, искусство, как и наука, развивается своим собственным объективным путем, поэтому любое вмешательство каких бы то ни было общественных движений и трендов пагубно сказывается на его состоянии. Некомпетентные люди, отметила Свиблова, не должны пытаться ограничивать искусство, поскольку совершенно не разбираются в тенденциях его развития.