«Яндекс» потеряет 1,5 млрд рублей из-за того, что ставил собственные сервисы в поисковой выдаче выше конкурентов
«Яндекс» заключил мировое соглашение с Avito, ЦИАН, 2ГИС, Wildberries и другими компаниями по делу о «колдунщиках», сообщает «Интерфакс».
Колдунщик — это модуль в поисковиках, который должен удовлетворить запрос пользователя сразу на странице с результатами поиска.
В августе 2020 года сразу несколько компаний пожаловались в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) из-за того, что «Яндекс» злоупотреблял доминирующим положением в выдаче поиска и продвигал преимущественно свои сервисы. «Яндекс» обязан выплатить 1,5 млрд рублей некоммерческой организации «Российский фонд развития информационных технологий», оператору господдержки разработки и внедрения цифровых решений в России.
В ФАС заявляли, что из-за «колдунщиков» на рынке интернет-поиска появляются дискриминационные условия, так как доступ к ним имеет только «Яндекс». В апреле ведомство возбудило против «Яндекса» дело за неисполнение выдвинутых требований по устранению нарушений, на которые указывали в ФАС. Компания даже оспаривала это решение в арбитражном суде.
В рамках нового соглашения «Яндекс» разработал политику партнерской интеграции со своим поиском. Также компания сделала публичным описание механизмов ранжирования в поиске.
Внимание, говорит монополия
По оценке представителя ЦИАН, до заключения мирного соглашения с «Яндексом» сторонние сервисы могли недополучать 15–20% трафика. И, как подчеркивает основатель SEO-студии rotgar.com Евгений Юдин, такая потеря трафика для продвижения компании критична: «Как правило, у подобных сервисов около 40% пользователей приходит из поисковых систем. Конечно, есть и часть брендовых запросов, когда человек сразу вбивает в поисковик название нужного сайта на русском языке. Но внушительная часть запросов — это общие запросы в духе "снять квартиру, Москва, недорого".
Изначально «Яндекс» предлагал открыть конкурентам доступ к настройке обогащенных ответов (тех самых «колдунщиков») в поисковой выдаче. Но конкурентов это не устроило — в обмен на доступ «Яндекс» требовал использовать его платежные инструменты и открыть довольно большой объем данных.
Евгений Юдин считает, что тут несогласие конкурентов «Яндекса» понять можно: учитывая, что «Яндекс» создает в Россию полноценную экосистему, захватывающую чуть ли не все сферы нашей повседневной жизни, данные конкурентов компания может использовать в своих целях. «Яндекс развивает свои сервисы в том числе за счет массивов информации. Важно, как компания ее использует. Если условный "Циан" откроет им свои метрики и другие данные, то "Яндекс.Недвижимость" в теории может ими воспользоваться. "Циан" не может просто так взять и подарить свою внутреннюю информацию "Яндексу". В целом эксперты сходятся во мнении, что такие требования "Яндекса" — это требования типичной монополии.
Мирное решение будет
В юридической компании «Дмитриенко и партнеры» отмечают, что изначально для исполнения требований ФАС «Яндекс» должен был прекратить пользоваться преимуществами для привлечения внимания к своим сервисам, опубликовать условия доступа к способам продвижения, обеспечить для всех равную возможность пользоваться промоинструментами и обеспечить демонстрацию игроков в поисковой выдаче.
Юристы поясняют, что проблема исполнения требований была в том, что по «колдунщикам» и правилам их использования были опубликованы лишь пространные пояснения, и пострадавшие компании утверждали, что проблема никуда не ушла — они теряли свой трафик и вынуждены были больше тратить на продвижение собственных сервисов.
«Что касается суммы в 1,5 млрд рублей, которую выплатит "Яндекс", — в конце августа "Яндекс" оценил в своем отчете в 4,377 млрд рублей ($60,5 млн) затраты на решение нормативно-правовых вопросов, в том числе на уплату штрафа в рамках административного дела, которое сейчас рассматривает ФАС. Вместо огромного штрафа "Яндекс" теперь сделает взнос в фонд развития информационных технологий. По предварительным оценкам, это рассматривается как вклад в развитие отечественной IT-отрасли, ведь основное направление работы фонда — импортозамещение системных цифровых продуктов отечественными образцами», — рассказывают в «Дмитриенко и партнеры».
Юристы также отмечают, что с ФАС, которая открыла против «Яндекса» административное дело, компания мировое соглашение пока не заключила.
И поскольку пострадавшие компании готовы к урегулированию спора миром, аналитики предполагают, что и с ФАС соглашение будет в итоге достигнуто.