NYT: как из-за «аллергии на расходы» Илон Маск экономит на всем — в начале карьеры он жил в офисе и принимал душ у волонтеров

Маск будет заниматься сокращением трат правительства США.
NYT: как из-за «аллергии на расходы» Илон Маск экономит на всем — в начале карьеры он жил в офисе и принимал душ у волонтеров
Allison Robbert — Pool via CNP / Legion-Media

Богатейший человек планеты с состоянием $313 млрд Илон Маск известен своей склонностью максимально урезать расходы, особенно когда возникает такая необходимость. На этой неделе стало известно, что президент США Дональд Трамп назначил его руководителем нового подразделения в правительстве — департамента эффективности государственного управления. Маск пообещал сократить федеральные расходы на $2 трлн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Газета New York Times (NYT) называет подход бизнесмена «аллергией на расходы» и рассказывает, как он экономил в начале карьеры.

«Если это будет так дорого стоить, я съем свою бейсболку»

«С первых дней работы в сфере технологий у Маска была аллергия на расходы», — пишет NYT.

В 1995 году Илон Маск основал Zip2 — компанию-разработчика программного обеспечения для СМИ. Чтобы не тратить деньги на аренду квартиры, предприниматель спал в офисе и принимал душ в молодежной волонтерской Ассоциации молодых христиан (YMCA), которая находилась неподалеку.

Позже Маск основал компанию, известную как PayPal, которая занимается электронными платежами. eBay купила в 2002 году за $1,5 млрд. Бизнесмен выделил $100 млн из своей доли для развития своей частной космической компании SpaceX, которую основал в том же году, намереваясь производить более дешевые ракеты, чем американские агентства.

Так SpaceX оставила в конструкции космической ракеты только самые необходимые компоненты деталей ракет, чтобы они стали дешевле и быстрее в производстве.

Джим Кантрелл, который был первым вице-президентом SpaceX по развитию, рассказал, как сильно раздражали Маска высокие цены на детали ракет. Однажды он сообщил изобретателю, что топливные баки на первых ракетах компании обойдутся в $1 млн или больше.

«Илона так это задело, — вспоминает Кантрелл. — Он сказал мне: "Если это будет так дорого стоить, я съем свою бейсболку"".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После этого бизнесмен заинтересовался цистернами для грузовиков и резервуарами, используемыми в нефтяной промышленности, чтобы понять, будут ли такие баки дешевле, чем те, которые используют крупные ракетные компании. В конечном итоге SpaceX купила рулоны стали и создала свои собственные резервуары, которые стоили лишь несколько сотен тысяч долларов.

«В конце концов, если ему не нравилась цена, которую ему предлагал производитель, он искал альтернативу», — отметил Честер Кроун, исполнительный директор компании Moog, производящей детали для космических аппаратов.

В 2010 году SpaceX запустила ракету Falcon 9, которая сейчас используется для всех коммерческих запусков SpaceX. По данным Payload, разработка и выпуск Falcon 9 обошлись примерно в $550 млн с поправкой на инфляцию. По оценкам NASA, создание аналога обошлось бы государству в $4 млрд.

Как отмечает NYT, «бережливость Илона Маска не только сэкономила деньги SpaceX, но и привела к коммерческому космическому буму»: стоимость доставки килограмма груза на орбиту теперь стоит примерно $2,6 тыс., раньше для этих целей использовался аппарат NASA, и это обходилось $65 тыс.

Экономия на бесплатных хлопьях и безопасности

В 2008 году Маск возглавил Tesla, и его сокращение расходов и тут помогло сделать электромобили компании прибыльными, в то время как электрокары конкурентов Ford Motor и General Motors были убыточными.

В 2015 году бизнесмен решил убрать из офисов Tesla бесплатные хлопья для сотрудников, что позволило экономить несколько тысяч долларов в месяц, чтобы удержать на плаву компанию, которая на тот момент испытывала трудности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как пишет NYT, временами меры Маска по повышению эффективности ставили под угрозу безопасность автомобилей Tesla.

С 2021 года Tesla отказалась от использования радарных датчиков для технологии беспилотного вождения, выбрав камеры, имитирующие зрение человека-водителя, стоимость которых в пять раз ниже радаров.

Waymo и другие конкуренты Tesla здесь не экономят и используют именно радары, а в некоторых случаях также дополняют их лидарами (лазерное измерение расстояния).

Теперь пострадавшие в авариях, а также семьи погибших в ДТП с Tesla, подают иски на компанию, утверждая, что причинами аварий стало то, что электрокары не распознали знаки остановки, другие машины и препятствия.

В настоящее время Национальное управление безопасностью движения на трассах (NHTSA) США расследует, стала ли система беспилотного управления на автомобилях Tesla, использующая камеры, причиной четырех аварий, одна из которых привела к смерти пешехода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Читайте также:

Вы любите экономить?
Да
Нет
Иногда
Затрудняюсь ответить