«Я никогда не был тем, кого сегодня называют олигархами»: Алишер Усманов дал интервью Financial Times

Российский миллиардер Алишер Усманов, чье состояние оценивается в $16,5 миллиардов, дал большое интервью газете Financial Times. Мы выбрали самые интересные цитаты.
«Я никогда не был тем, кого сегодня называют олигархами»: Алишер Усманов дал интервью Financial Times
REUTERS/Maxim Zmeyev

Интервью с российским миллиардером Алишером Усмановым вышло в рубрике Lunch with the FT, в которой журналисты издания общаются с бизнесменами в неформальной обстановке. Автором материала стал шеф московского бюро FT Генри Фой, который специально прилетел из Москвы, чтобы встретиться с Усмановым в отеле на озере Тегернзее в Баварских Альпах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отмечается, что это первое за более чем 10 лет интервью российского бизнесмена Financial Times. Разговор едва не отменился: со слов Фоя, при встрече Усманов сослался на трудный день и сказал: «Честно говоря, если вы хотите узнать все о моей жизни, нам понадобится как минимум две бутылки водки».

Об отношениях между своим бизнесом и государством

«Я никогда не был человеком, которого можно назвать олигархом. Все активы, приобретенные мною и моими партнерами в России, мы купили на вторичном рынке — и они не имели отношения к так называемым процессам приватизации. Никто и никогда ничего мне не дарил. Но было бы неправильно говорить, что государство мне не помогало. Все время, что я занимаюсь крупным бизнесом, работаю с большими промышленными активами, власть и государство были нам очень полезны и ни в чем нам не отказывали».

О дружбе с Путиным

«Я признаю лидера страны, гражданином которой являюсь. Я уважаю его; Я думаю, что он лидер номер один в мире на сегодняшний день...Но я никогда не имел никакого отношения к так называемым "специальным поручениям" (Усманов комментирует мнение, что он действует в интересах Путина. — Правила жизни). Ему это не нужно. Ему не нужны олигархи, а лишь крепкое государство».

О санкциях

В 2018 году Усманов попал в «кремлевский доклад» Минфина США — список из 210 чиновников, политиков и бизнесменов, приближенных, по мнению авторов доклада, к президенту России Владимиру Путину. Минфин США при этом отметил, что список не является санкционным и меры против его фигурантов автоматически вводиться не будут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Как я могу бояться санкций, если сталкивался за свою жизнь с вещами посерьезнее? Я не заслужил санкций, и если они меня коснутся, это будет больно... Но я не вмешиваюсь. Не вмешиваюсь ни в какие политические вопросы».

О России

«Россия — большая страна и в некоторых аспектах супердержава. И она будет биться за свое место. И чем раньше партнеры поймут и примут это, тем легче будет договориться. Уверен, миллионы людей думают точно так же».

О ранних инвестициях в Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)

«Я знал, что эта компания перевернет мир с ног на голову», — рассказал Усманов FT. По словам бизнесмена, он вложил в соцсеть $460 миллионов напрямую и еще $420 через фонд, управляемый его партнером Юрием Мильнером, и в какой-то момент контролировал 8% компании. Инвестиции, утверждает Усманов, вернулись в пятикратном размере.

Об уходе из «Арсенала»

В августе Усманов продал свою 30% долю в «Арсенале» миллиардеру Стивену Кронке, с которым много лет конкурировал за право управления клубом. Свой уход из футбольного клуба он сравнивает с расставанием: «А как бороться со старой любовью? Нужно найти новую. Если мыслить как мусульманин, у которого может быть четыре жены или даже гарем...Я люблю "Арсенал", но я не преуспел. Что я могу поделать? Но я также считаю, что "Арсенал" что-то потерял без Усманова».

Об учебе в МГИМО

«Я хотел сделать все возможное, хотел быть везде. До 4 часов дня я был примерным студентом, а после — погружался в московскую жизнь со всей ее красотой. Для таких как я — тех, кто приехал из разных республик СССР — Москва была центром вселенной. Театры, искусство, балет, клубы, рестораны, красивые девушки... Чувствовалось, что ты близок к власти. Я открыл для себя все, что было можно. И когда я вернулся на родину, я был максимально сосредоточен на своей цели».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О наследстве

«Жизнь не вечна...Многие люди помогали мне, так что я хочу помочь свей семье и менеджменту, передав им акции [USM Holding]. Половина семье, половина менеджменту — тем, кто этого заслуживает. Каждый, кто сейчас в топ-менеджменте, получит свою долю. Такова моя природа. Если судьба тебе что-то дала, надо делиться».