Кроссовки дня: коллекция Вивьен Вествуд для ASICS как способ узнать чуть больше об истории искусства

Продолжаем рассказывать об интересных кроссовочных релизах, за которыми стоит история. В этот раз Екатерина Кулиничева, автор книги «Кроссовки: культурная биография спортивной обуви» и телеграм-канала «Чей туфля спортивная», разбирает результаты сотрудничества японского бренда ASICS и главного панка в мире моды Вивьен Вествуд, которая решила загадать хайпбистам загадку из области истории изобразительного искусства (отгадали не все).

Кроссовки дня: ASICS X Vivienne Westwood Gel-Kayano 5 OG

ASICS X Vivienne Westwood Gel-Kayano 5 OG
ASICS X Vivienne Westwood Gel-Kayano 5 OG
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коллаборации между признанными художниками из мира «большой моды» и спортивными брендами создаются по разным причинам. Кто-то хочет выйти на новую аудиторию или поработать с непривычными объектами, кто-то — добавить себе символических очков в глазах покупателей, а кто-то действует про принципу банального «все побежали — и я побежал». Последних, кажется, становится всё больше, и это грустно. Но сегодняшний повод для разговора, наоборот, радостный.

В совместной коллекции брендов ASICS и Vivienne Westwood, которая будет порциями выходить весь этот год, нет авангардных экспериментов с формой, как у Йоджи Ямамото в его линейке Y-3 или у Maison Margiela c их distressed sneakers. Во всяком случае пока (на данный момент показали три модели из пяти запланированных). По большому счету это такой носибельный сувенир для всех уважающих Вивьен Вествуд, ее творческое наследие и историю контркультурной моды в целом — в дизайне каждой пары есть отсылки к какой-то важной коллекции из прошлого. Ничего обидного в определении «сувенир» в данном случае нет, такие вещи тоже имеют право на существование. Тем более что сами эти кроссовки не так просты, как про них можно подумать с первого взгляда.

Орнамент Squiggle на внутренней части
Орнамент Squiggle на внутренней части
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, яркие кроссовки Gel-Kayano 5 OG: от Вествуд помимо логотипа в виде державы на пятке им достался ее фирменный орнамент под названием Squiggle (очень вольно можно перевести как «загогулина») — искать его нужно на язычке и внутренней обшивке. Сейчас бренд Vivienne Westwood ставит его куда угодно, от носков и трусов до обоев, и это может сбить с толку. Но суть в том, что впервые такой орнамент использовали в нашумевшей «пиратской» коллекции 1981 года, которую Вествуд еще делала совместно с Малькольмом Маклареном. Как говорят, прототип Squiggle был позаимствован с африканского шарфа, который подарил Макларену дизайнер Жан-Шарль де Кастельбажак. Пиратская коллекция — это славный для дизайнера период после панка, когда ее вдохновляли романтизм и эксперименты с историческим костюмом. Орнамент Squiggle есть и на второй модели из этой коллаборации, красно-белых GEL-Mai Knit с асимметричной шнуровкой.

По большому счету в случае с Kayano 5 команда Вествуд просто раскрасила готовую модель ASICS. Цветовое решение кроссовок (пурпурно-бордовый со вставками оранжевого и голубого) тоже можно считать оммажем той «пиратской» коллекции, поскольку она была в буквальном смысле очень яркой и запомнилась в том числе из-за расцветки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

То, что в этой обуви нет никаких экспериментов с формой или силуэтом, — на самом деле не сюрприз. Вествуд делает кроссовки под собственным брендом не первый год — и, судя по этим вещам, формотворчество в работе с обувью спортивного типа ее, в принципе, не особенно интересует. Все силуэты обычно очень стандартные. Есть и на удивление консервативные варианты, например модель Leather Derby Trainers: если закрыть глаза на лого с державой, то фамилия Вествуд, кажется, будет в числе последних, которая могла бы прийти в голову применительно к этой обуви. Зона экспериментов Вивьен и ее команды на кроссовках, когда они в принципе бывают, — это принты как в собственных коллекциях, так и в коллаборациях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Буквально в прошлом году выходила ее очередная коллаборация с Vans на базе модели Sk8-Hi под названием Anglomania (как оммаж едва ли не самой известной широкой публике коллекции дизайнера), сделанная специально для японского рынка и ровно по тому же принципу: готовая форма спортивной обуви плюс фирменный принт дизайнера под названием Piccadilly Circus. Так же с точки зрения дизайна была сделана и их первая совместная работа 2016 года (тоже эксклюзивно для Японии), когда вышли классические слипоны Vans с принтом anarchy stripe и лого дизайнера на одном из кедов.

Кеды Vans Anglomania x Vivienne Westwood
Кеды Vans Anglomania x Vivienne Westwood
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Судя по тому, что уже показали, по этому принципу будет построена вся коллаборация с японским брендом. В обозримом будущем должны выйти еще одни кроссовки ASICS и Vivienne Westwood — модель GEL-Saga (дату их выхода пока не назвали), не менее интересная, чем первые две. А в смысле работы с отсылками к истории, возможно, самая интересная из всех.

Кроссовки GEL-Saga в прочтении Вивьенн Вествуд
Кроссовки GEL-Saga в прочтении Вивьенн Вествуд

Возможно, вы уже видели эти кроссовки с маленьким крылатым Эротом на пятке. Это фрагмент картины Франсуа Буше «Похищение Европы», а сами кроссовки — оммаж еще одной знаменитой коллекции Вествуд 1990 года под названием «Портрет» (осень–зима 1990/1991) и некоторым другим ее работам разных лет. В комплект к кроссовкам идут два комплекта стелек. На первом снова Эроты с лентой с того же «Похищения». На втором — фрагмент картины Буше «Дафнис и Хлоя». Это, конечно, не просто красоты ради. Обе картины — из знаменитого лондонского Собрания Уоллеса (The Wallace Collection), одного из любимых музеев Вествуд, куда она ходит за вдохновением уже не один десяток лет. В коллекции «Портрет» дизайнер использовала фрагмент с главными героями «Дафниса и Хлои» для оформления одного из своих корсетов, шелковых платков и даже галстука. «Похищение Европы» тоже не раз появлялась на вещах бренда Вествуд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Топ Vivienne Westwood из коллекции «Портрет» (осень–зима 1990/1991)
Топ Vivienne Westwood из коллекции «Портрет» (осень–зима 1990/1991)
Indianapolis Museum of Art / Getty Images

Например, в 2017 году на футболках в линейке Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood с явно политическим подтекстом (помимо картины на вещах был номер европейской службы экстренной помощи). Говорят, Андреас Кронталер, супруг и творческий партнер Вествуд последние 25 лет, любит спортивную обувь ASICS, так что выбор второй картины тут тоже не случаен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тут, правда, возникает вопрос, считает ли та публика, которая интересуется дорогими хайповыми кроссовками, все эти отсылки к истории моды? Вполне может быть, что нет. В конце концов, streetwear и подиумная мода, даже такая, как у Вивьен Вествуд, долго развивались в параллельных вселенных. Например, фотографии модели Gel Saga появились на всех нишевых ресурсах, которые пишут про кроссовки, но главную изюминку в основном описывали общими словами вроде «какая-то мифологическая сцена» или «ангелочек в окружении каких-то нимф» — и без объяснений, как связаны «ангелочки», мифологические сцены и Вествуд. На Highsnobiety сцену с путти назвали «искусством Ренессанса», и в комментариях под этой статьей пользователи увлеченно зарубились на тему, должны ли авторы портала отличать Возрождение от рококо, к которому вообще-то принадлежит Буше и его картины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Свитер из «пиратской» коллекции 1981 года
Свитер из «пиратской» коллекции 1981 года
Indianapolis Museum of Art / Getty Images

Но не зря же про Вивьен Вествуд, имея в виду как раз ее манеру работать с историей искусства, говорят, что она создает не просто одежду, а красивый способ просвещать и образовывать людей (это красивое определение принадлежит известному дилеру модного винтажа Джонни Валенсии). Тут она и ее команда в очередной раз с блеском это продемонстрировала.

Вивьенн Вествуд
Вивьенн Вествуд
Ian Gavan / Getty Images

Какие еще причины захотеть эту коллаборацию? Например, это самые бюджетные из кроссовок от Вествуд: £185 (плюс доставка в Россию, в случае с официальным сайтом дизайнера это €30). Кроссовки из собственной обувной линейки бренда стоят обычно минимум на £100–200 дороже. Возвращаясь к тому, с чего мы начали этот разговор: для простых смертных коллаборация большого дизайнера со спортивным брендом — это кусочек «большой моды» по сходной цене.