Кроссовки дня: коллаборация Bodega и New Balance как попытка протеста против паразитирования на кроссовочной культуре
Кроссовки дня: Bodega x New Balance 997S «No Days Off»
Свою совместную пару кроссовок известный американский магазин Bodega и спортивный бренд New Balance собрали на базе беговой модели New Balance 997S, которая впервые вышла на рынок в начале 1990-х. Такая пара, как говорят, была в коллекции бывшего президента США Билла Клинтона — да не простая, а кастомизированная брендом специально для него вышивкой «Мистер президент». Для Клинтона «ньюбики» выполняли важную политическую функцию: президент любил джоггинг, но часто бегал в обуви японского бренда Asics. Многим это казалось непатриотичным, и время от времени Клинтон переобувался в New Balance разных моделей.
Для коллаборации силуэт немного доработали и сделали более модным: Sneaker news даже сравнил его с Yeezy 700. Понятно, что эти кроссовки уже не для пробежек по утрам. Неслучайно для работы над большим материалом, посвященным их выпуску, Bodega позвали дизайнера и мультимедиахудожника Джейкоба Рочестера: это прозрачный намек на то, что в этой обуви можно и в пир, и в мир, и в какой-нибудь креативный кластер.
Сами кроссовки довольно любопытные: три главных цвета — белый, серый, черный — и немного ярких акцентов. Это точно не самые бросающиеся в глаза кроссовки сезона, но на это создатели пошли специально. В конце концов, именно простые серые «ньюбики» (правда, другой модели) обессмертил своей привязанностью к ним покойный Стив Джобс.
Для тех, кому захочется креатива, к паре от Bodega прилагаются три комплекта шнурков: белые, черные и оранжевые, которые, судя по фото, заметно меняют облик кроссовок — от совсем базового с черными до более модного с оранжевыми.
Но самое важное: помимо дополнительных шнурков к этим кроссовкам прилагается целый манифест. Это примечательный документ, похожий не на обычные поэтические пресс-релизы с описанием новых коллекций в жанре «песнь о легендарном силуэте». У Bodega и New Balance получилось, скорее, эссе по культурологии. В первых абзацах, например, поднимается вопрос о культурных пузырях-фильтрах, которые склонны создавать вокруг себя люди эпохи соцсетей, и проблеме жизни внутри такого пузыря. Еще там есть очень точные замечания о том, как работают субкультуры и их правила. Кроссовочная культура, говорят нам авторы коллаборации, оказалась особенно расположена к формированию таких «пузырей» — и это проблема.
Подобных рассуждений в интернете немало. Почему стоит обратить внимание именно на эти? Bodega — очень уважаемый проект с историей. Он существует с середины 2000-х: сейчас это два офлайновых магазина в Бостоне и Лос-Анджелесе и онлайн-магазин с красивым блогом. Он давно имеет статус Nike Tier Zero — самую высокую степень признания, которую может получить магазин от этого бренда (а вместе с ней и право на эксклюзивные релизы). Их коллаборации очень высоко ценятся среди сникерхедов и коллекционеров со стажем. Появление таких магазинов, как Bodega, ознаменовало важный для кроссовочной культуры этап — и во многом именно они сделали ее такой, как сейчас. Теперь проект высказывается по поводу нынешнего состояния культуры — с помощью этой коллаборации. Как нетрудно догадаться, размышления эти не самые радужные и местами критические.
Например, у авторов вызывает вопросы сегмент лимитированных коллекционных кроссовок, куда автоматически попадает почти любая их коллаборация. Этот сегмент, говорит нам Bodega с интонацией классической русской литературы, почти никогда не имеет в виду обычного человека, предпочитая обращаться к сникергикам или коллекционерам-толстосумам. Туда все чаще попадает обувь, которую надевают по особым поводам, а поэтому ее уже не обязательно делать очень удобной. Материалы там часто слишком вычурные и непрактичные для активных телодвижений. И такие кроссовки почти никогда не достаются тем, у кого в гардеробе всего две-три заношенные до упора пары: для таких простых Джонов и Вась мы, мол, и сделали свои необычные лимитированные кроссовки в этот раз (за $160).
Этим и объясняется выбор 997-х «нью бэлансов» — модели, известной своим удобством, для своего времени одной из самых технологичных на рынке. Три вида шнурков — тоже, вероятно, как намек на прошлое сникер-культуры, где игры со шнурками были одним из самых ранних видов кастомизации — и одним из немногих доступных небогатым любителям кроссовок. На играх со шнурками стоит вся ранняя история обуви американского хип-хопа, например.
Авторы манифеста также призывают отказаться от музейного отношения к их кроссовкам: «Носите их в дождь, пусть на них попадает грязь». И подкалывают сникерхедов, которые надевают пластиковые чехлы поверх своих кроссовок (манифест прямо называет их комическим типажом).
Но как бы красиво это все ни звучало, от новых реалий никуда не деться даже Bodega. Эти кроссовки сначала эксклюзивно будут продаваться через приложение (с 4 апреля), а в офлайн-магазинах, в связи с ожидаемым высоким спросом, право покупки будут разыгрывать через лотерею-раффл. Это придает всей затее несколько ироничный оттенок: посмотрим, сколько пар в итоге уйдут в руки простых Джонов и Вась, о которых так красиво говорит манифест, — скорее всего, немного, да и сайт во время старта онлайн-продаж также, скорее всего, будут штурмовать совсем другие люди. Будут ли они — или их клиенты — носить эти кроссовки в дождь? Или поставят на полку как нормальный коллекционный релиз, чтобы носить их по большим сникерхедским праздникам?
Таково настоящее кроссовочной культуры, нравится это ветеранам движения или нет. Несколько связанных с ним вопросов любопытный манифест от Bodega оставляет открытыми. Есть ли в этой культуре место простым Джонам, Васям или Пьерам? Или они — не более чем неизбитая тема для новой коллаборации? На самом деле, это еще один большой открытый вопрос.