Кроссовки дня: золотые Air Jordan III Спайка Ли
Спайк Ли специально попросил дизайнера Освальда Боатенга укоротить брюки его оскаровского костюма, чтобы они не закрывали его кроссовки — полностью золотые Air Jordan III с небольшими черными и красными элементами и логотипом его продакшн-компании 40 Acres and a Mule на пятке. Режиссер рассказал The New York Times, что эту модель для него заказал сам Майкл Джордан.
Ли надел кроссовки с фиолетовым костюмом и фирменным головным убором, а также с не менее узнаваемыми кольцами-кастетами Love&Hate, как в фильме «Делай как надо!», и массивным кулоном в виде знака, который музыкант Принс использовал в качестве одного из псевдонимов (кулон был трибьютом Ли покойному другу). Словом, образ получился ярким.
Air Jordan III не первые золотые кроссовки в коллекции особенных золотых кроссовок Спайка Ли. Сотрудничество режиссера с Nike началось еще в 1990-х: он снимал ролики для «джорданов», был их героем и даже успел немного пострадать за Nike, когда компанию и Джордана стали критиковать за создание нездорового ажиотажа вокруг обуви, который иногда толкал бедных молодых людей на преступления вплоть до убийства.
Еще одни золотые «джорданы» Спайку Ли сделали в 2015 году для «Оскара», где ему вручили почетную награду за выдающиеся заслуги в кинематографе: это были Air Jordan VI с прозрачными элементами на язычке, пятке и подошве. Немногочисленные копии той пары сегодня продаются на площадках типа StockX за большие деньги. В 2016 году Спайк Ли использовал эти кроссовки, чтобы сделать мощное политическое заявление. Это был год протеста против этнического однообразия номинантов под девизом «Оскар слишком белый» (Oscar so white), и режиссер официально отказался приехать на церемонию — вместо этого он пошел смотреть баскетбол, а чтобы люди точно это заметили, он надел на матч свои оскаровские «джорданы».
Для церемонии вручения «Золотого глобуса» золотые кроссовки с надписью «Черный клановец» и говорящими деталями из фильма для Ли придумал сам Тинкер Хэтфилд — возможно, самый знаменитый дизайнер кроссовок в мире, главная звезда своего профессионального цеха.
Все эти золотые пары — довольно специфические. Это далеко не бесспорный дизайн — если не сказать довольно китчевый Даже большие любители кроссовок после «Золотого глобуса» писали в сети, что, мол, на заказ у Тинкера Хэтфилда можно было бы сделать что-то получше. И сама обувь, и весь образ Спайка Ли на «Оскаре» были далеки от философии less is more или старого доброго принципа «перед выходом из дома снимите с себя одно украшение/аксессуар». Спайк Ли, кажется, наоборот, еще парочку надел. Потому что хочет, и может, и в общем-то имеет на это право.
Тут, конечно, вспоминаются другие знаменитые тотально золотые кроссовки Nike, а точнее «шиповки» — обувь для бега по легкоатлетической дорожке, которые в 1996 году компания изготовила для американского легкоатлета Майкла Джонсона перед Олимпиадой в Атланте. Это был смелый, даже нахальный жест: олимпийцу и по сей день желательно быть скромным и не выделять себя подобным образом, особенно если ты еще ничего не выиграл. Легко представить, что сделало бы с Джонсоном общественное мнение, если бы он проиграл. Но он в своих золотых Nike выиграл две золотые медали. Теперь это одна из самых знаменитых пар обуви в истории спорта, которая значится во всех книгах о кроссовках. И которую с тех пор уже неоднократно повторили и процитировали в легкой атлетике и не только.
Что тут еще хочется сказать? Понятно, что мы говорим про кроссовки, которые были сделаны специально для Спайка Ли далеко не последним в индустрии брендом. Но поразительным образом именно эта пара напоминает о важной идее, которую современная культура модных кроссовок отчасти потеряла: не дорогие эксклюзивные пары красят человека, а человек, добившийся многого, способен украсить собой любые кроссовки. И любую другую обувь. Самую китчевую, неформатную, самую чудную (с ударением на второе «у») и не укладывающуюся в рамки традиционного вкуса или формального дресс-кода. Как «биркенштоки», которые надела на «Оскар» Фрэнсис МакДорманд и вызвала фурор. Или как простые New Balance, которые носил в поздние годы Стив Джобс. Эти золотые «джорданы» могут вызывать улыбку. Но если они когда-нибудь попадут в музей (а сегодня это легко себе представить), то не из-за выдающегося дизайна, а потому, что их носил на «Оскаре» Спайк Ли.