Кроссовки дня: сразу все релизы ко Дню святого Валентина как иллюстрация коммерциализации праздников

На этой неделе мы выбрали необычный формат рубрики «Кроссовки дня» и вместо одной модели решили поговорить сразу о нескольких — все они посвящены Дню Святого Валентина. Екатерина Кулиничева, автор книги «Кроссовки: культурная биография спортивной обуви» и телеграм-канала «Чей туфля спортивная», рассказывает про все «валентиновские» релизы и объясняет, как коммерсанты стараются продать нам побольше к каждому празднику (получается не всегда).

Кроссовки дня: модели ко Дню Святого Валентина

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Emotionally Unavailable x Nike's Air Force 1 High «Valentine's Day», релиз 2019 года
Emotionally Unavailable x Nike's Air Force 1 High «Valentine's Day», релиз 2019 года


Традиция выпускать специальные тематические релизы к определенным календарным датам существует давно и будет, видимо, только укрепляться. О Рождестве, самом коммерчески привлекательном празднике мирового календаря, в связи с кроссовками мы уже рассказывали. Среди самых популярных у производителей кроссовок зимних праздников — китайский Новый год: эта волна релизов отгремела в новостях совсем недавно. Плюс, многие бренды в феврале также выпускают специальные кроссовки к Black history month, месяцу афро-американской истории, который отмечается ежегодно в США и Канаде в конце зимы.

Как правило, такие коллекции априори лимитированы, но без перегибов вроде жесткого ограничения в 300 пар на весь мир (тираж может быть меньше или больше, при этом продаются они обычно в избранных магазинах или онлайн). И в любом случае, такие коллекции потом не переиздают — на следующий год будут новые тематические кроссовки. Учитывая, что современный покупатель модных кроссовок одержим лимитками и непростыми концепциями, эта традиция праздничных коллекций в теории удобна и производителям, и продавцам, и покупателям. И ничего особенного придумывать не надо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
FILA Disruptor Heart Valentine's Day, релиз 2019 года
FILA Disruptor Heart Valentine's Day, релиз 2019 года

Стоит ли говорить, что коммерческие департаменты марок не забыли в этом году и День Святого Валентина, который еще в XIX веке стал вторым любимым праздником коммерсантов. Тематических релизов к этой дате выходит едва ли не больше, чем к Рождеству, а в этом феврале в индустрии кроссовок таких наберется добрый десяток: почти все крупные бренды выпустили тематические модели или целый Valentine's Day Pack — мини-коллекции из нескольких пар, иногда с одеждой впридачу. Маркетинг имени Святого Валентина используют даже некоммерческие организации или медицинские фонды: например, в 2017 году British Heart Foundation в Великобритании к празднику запустил социальную кампанию в газетах, посвященную заболеваниям сердца и призывающую сделать пожертвование на нужды соответствующих исследований.

У Дня Святого Валентина при этом есть много интересных коммерческих особенностей. Как правило, вас поощряют купить тематический подарок, чаще всего связанный с романтикой. В Штатах в первую пятерку самых популярных товаров традиционно входят конфеты, открытки, цветы, романтический вечер не дома и ювелирные украшения. По данным компании Prosper Insights & Analytics и Национальной федерации ретейла (США), только 18 процентов празднующих американцев планирует дарить в этот день одежду. Правда, объем трат на эту категорию все равно значительный — предполагается, что в этом году он составит около 2,1 миллиарда долларов. Так что количеству тематических кроссовочных релизов удивляться точно не стоит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом на фоне набирающих популярность разговоров о необходимости сознанного потребления покупатели все чаще задается вопросом: вестись на эти коммерческие приманки или нет? Такие вопросы последние годы часто задают даже к Рождеству, призывая покупать меньше. И уж тем более они возникают применительно ко Дню влюбленных — празднику популярному, но, в общем, необязательному. Пока показатели двусмысленные. Ожидается, что в этом году те же американцы потратят больше обычного: в среднем $161.96 на человека и около $20,7 миллиардов всего. При этом, по выводам того же исследования, число празднующих и покупающих что-либо специально «валентиновское» неуклонно снижается.

Converse Chuck 70 Low Valentine's Day, релиз 2019 года
Converse Chuck 70 Low Valentine's Day, релиз 2019 года

Неслучайно последние годы все большую популярность получает маркетинг от противного — такой анти-валентин. В этом году особенно отличились зоопарки: кто-то предлагает назвать в честь бывших возлюбленных, например, таракана, которого потом скормят животным, кто-то — змею. Есть коллекции одежды, где вместо романтических надписей — условно анти-романтические вроде «Не думаю о тебе».

Все эти тенденции затрагивают и рынок тематических кроссовок. Например, тема праздника здесь диктует особенности дизайна — точно как у открыток. Но честнее будет сказать, она сильно его ограничивает. Отчасти именно поэтому мы не стали выбирать среди релизов этого года одну пару-чемпиона. Чаще всего ко Дню святого Валентина выпускают кроссовки в красных или розовых тонах (белые с красными или розовыми элементами для минималистов). Так что если вы давно искали красные кроссовки, февраль — тот самый месяц, когда их выбор, наверно, самый богатый в году. Но имейте в виду: бонусом здесь идут неизбежные сердечки, сердечки, сердечки. Во многих случаях получается буквально открытка, которую ты носишь на ногах. С китайским Новым годом часто бывает такая же проблема: набор отсылок и ассоциаций из года в год один и и тот же, и тематические кроссовки в его честь тоже часто похожи друг на друга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
New Balance 574 Valentine's Day, релиз 2019 года
New Balance 574 Valentine's Day, релиз 2019 года

Такой лобовой подход к дизайну имеет свои проблемы. В принципе, никто не запрещает носить кроссовки с сердечками каждый день. Но когда традиционным декором слишком увлекаются, тематические кроссовки рискуют попасть в категорию рождественских свитеров с оленями или одинаковых пижам для всей семьи, в которых любят делать рождественские же фото под елочкой. То есть товаров с коротким сроком жизни и спорной репутацией, которые надевают максимум раз в год. Кроме того, красный, розовый и сердечки также рискуют завести даже унисекс-модели в категорию «женских товаров»: в глазах многих покупателей это по-прежнему гендерно-маркированный декор. Причем самим женщинам он часто тоже не нравится.

Иными словами, большинство «валентиновских» кроссовок — скорее вариант на любителя, чем то, что хочется рекомендовать всем. Менее канонические решения в тематических кроссовках встречаются, но редко: например, Nike Vandal High Valentine Day edition 2007 года, где тоже был красный и сердечки, но на «лице» игральных карт. В этом году с такими релизами нам не повезло.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Nathan Bell x Nike Zoom Fly SP, релиз 2019 года
Nathan Bell x Nike Zoom Fly SP, релиз 2019 года
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дарить кроссовки на День святого Валентина сегодня — норма. В свои списки правильных подарков их включили, например, Forbes, Highsnobiety и Hypebae (Hypebeast для женщин). Далеко не всегда в них попадают тематические релизы к празднику, и это неслучайно. Сейчас все больше людей под влиянием идей осознанного потребление предпочитают полезный и желанный подарок тематическому (этот подход можно только поприветствовать). Еще один любопытный факт: по данным упомянутого выше исследования Prosper Insights & Analytics, в США 11 процентов тех, кто не отмечает День святого Валентина (читай, не покупает что-то, выпущенное специально к празднику), все равно планирует порадовать себя чем-то приятным — а значит, этим людям тоже можно что-то продать.

Поэтому тематическими релизами на 14 февраля дело не ограничивается. В сам День влюбленных или в окрестностях этой даты на рынок выпускают много разных моделей. Например, у вышедшей на днях новой модели Стефена Карри Under Armour Curry 6 есть вариант в красном цвете под названием «Heart of the Town». Это тоже про любовь — но к городу Окленду. Среди других любопытных релизов, тематически никак не связаны с днём влюбленных, есть, например, очень симпатичные Nathan Bell x Nike Zoom Fly SP (розовые, но не про любовь-морковь, а про преодоление себя), Air Jordan 1 «Couture» (они выходят чуть позже, 23 февраля, это релиз, посвященный дорогим итальянским спортивным машинам), Nike Air Foamposite One Floral, Off-White x Nike Air Max 90 (по всей видимости, последняя работа Вирджила Абло для Nike в рамках проекта «The Ten») и многое другое. Все они тоже, конечно, метят в потенциальные подарки.