Кроссовки дня: 4D Runner Red из линии Йоджи Ямамото и adidas, которая на полтора десятилетия опередила время

Продолжаем рассказывать о кроссовочных релизах, за которыми стоит действительно интересная история. В этом выпуске Екатерина Кулиничева, автор книги «Кроссовки: культурная биография спортивной обуви» и телеграм-канала «Чей туфля спортивная», объясняет, почему стоит обратить внимание на модель 4D Runner Red из сайд-бренда adidas Y-3, где за дизайн отвечает японский гений Йоджи Ямамото. И заодно вспоминает историю Y-3, которая опередила время не меньше, чем напечатанная на 3D принтере подошва новой модели.

Кроссовки дня: adidas Y-3 4D Runner Red

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
adidas Y-3 4D Runner Red
adidas Y-3 4D Runner Red

16 лет назад великий дизайнер Йоджи Ямамото заскучал и решил делать спортивную коллаборацию. Так родился один из первых проектов, объединивших авангардного дизайнера (и большого художника) и крупную спортивную компанию — бренд Y-3.

Более длинная версия этой истории такова: 16 лет назад великий дизайнер Йоджи Ямамото подустал от моды. Он решил, что «ушел слишком далеко от улиц» (так он сам говорит в интервью), это тупик, надо что-то делать. В поисках выхода Ямамото обратился к кроссовочной культуре — конечно, совершенно неслучайно.

Йоджи Ямамото
Йоджи Ямамото
Richard Bord / Getty Images

В Японии это исторически важный феномен для местной молодежной моды и культуры одежды: в XX веке страна долго была главной производственной базой для крупных спортивных компаний (потом делать там обувь стало слишком дорого и производства перевели в другие страны Азии). Более того, именно в Японии раньше всех начали любить и собирать винтажные кроссовки — еще тогда, когда остальной мир, включая Америку, и помыслить о таком не мог (Екатерина писала об этом в своей книге «Кроссовки: культурная биография спортивной обуви». — Правила жизни). Для местного рынка с его специфическими потребностями давно стали делать специальные коллекции. Именно поэтому сегодня многие популярные коллабораторы в индустрии спортивной моды — японцы, японские бренды или магазины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
adidas Y-3 4D Runner Red
adidas Y-3 4D Runner Red

Плюс, Ямамото привлек феномен деловых людей, носивших на улицах крупных мегаполисов кроссовки с костюмами.

Со слов дизайнера, дальше история развивалась так. Он сам позвонил в Nike, где ему сказали что-то вроде: «Спасибо, мистер Ямамото, но в моду мы не хотим, только спорт, только хардкор». На этом месте сегодня должен звучать громкий закадровый хохот, как в сериалах-ситкомах. Тогда Йоджи позвонил в adidas — и там согласились.

Y-3 весна-лето 2019
Laurent Viteur / Getty Images
Y-3 осень-зима 2019/20
Laurent Viteur / Getty Images

Про Y-3 написано немало дифирамбов. Общепринятым является тезис, что этот бренд опередил свое время по многим вопросам. Очевидно и то, что сотрудничество Ямамото с adidas задало стандарт подобных коллабораций на годы вперед, предложив идеальный рецепт: большая спортивная компания плюс авангардный или субкультурный дизайнер. Участие каждой из сторон никогда не было простой формальностью ради более высокой цены или заголовков. Известно, например, что у Ямамото были мысли закрыть проект, когда ему показалось, что этот баланс был нарушен — причем нарушен в его пользу, и в коллекции стало слишком мало спорта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кроссовки Y-3 Kaiwa Lush Red с пузырями-наростами
Кроссовки Y-3 Kaiwa Lush Red с пузырями-наростами

Считается, что именно обувь все эти годы обеспечивала бренду коммерческий успех. При этом поразительным образом кроссовки Y-3 никогда не были откровенно хайповыми и не становились хрестоматийным воплощением какого-нибудь кроссовочного тренда, который бы уходил в мемы и анекдоты, как Yeezy или Balenciaga Triple S. То, что делал Ямамото, было как будто параллельно всем этим процессам. Хотя в экспериментах Йоджи со спортивной обувью можно найти все самое важное, что случалось с кроссовками в последние годы (и часто раньше, чем у других): кроссовки-носки, массивные и очень массивные подошвы, обувь, которая в самых неожиданных местах надувалась пузырями или наростами и много чего еще.

Y-3 Qasa — самая популярная модель из ассортимента Y-3
Y-3 Qasa — самая популярная модель из ассортимента Y-3
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце концов, она всегда была очень дорогой для коллаборации со спортивной маркой: цены на Y-3 ближе к категории чисто кутюрных кроссовок, хотя сейчас вся интересная спортивная обувь стремительно дорожает, и это уже не так заметно. Многие модели выходили очень лимитированными тиражами — к сожалению, это относится и к кроссовкам 4D Runner Red, о которых мы рассказываем сегодня.

adidas Y-3 4D Runner Red
adidas Y-3 4D Runner Red

Эти кроссовки — хороший пример того, как adidas и Ямамото находят баланс между спортом и эстетикой авангардной моды. Модель с подошвой 4D была в коллекции Y-3 еще в прошлом году, но новый красный вариант — намного более эффектный, чем предыдущие. Это спортивная обувь, которая не прикидывается чем-то другим — но очень красивая в деталях. Особенно изящно Ямамото и сотоварищи превратили в эффектный декоративный прием то, что обычно в спортивной обуви для города мешает и даже раздражает: сложную шнуровку и брендинг с тремя контрастными полосками, которые тут разместили в неожиданном месте. Сразу понятно, что именно тут делал дизайнер-художник и зачем он вообще нужен. В качестве вишенки на торте — автограф Йоджи на «фасаде» кроссовка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
adidas Y-3 4D Runner Red
adidas Y-3 4D Runner Red
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Верх от Ямамото здесь поставили на инновационную подошву 4D. Вы наверняка слышали смелые прогнозы, что скоро всю нашу одежду мы будем печатать на 3D принтерах под свои личные потребности.

adidas Y-3 4D Runner Red
adidas Y-3 4D Runner Red

Пока от исполнения этих планов в широком масштабе мир ещё очень далек и совершенно не факт, что он к этому когда-нибудь действительно придет (если кратко, есть много чисто технических сложностей). Но эта подошва, придуманная для adidas калифорнийской фирмой Carbon из Силиконовой долины, — одна из первых прикидок, как это может выглядеть, вышедшая на более-менее широкий рынок.