Кроссовки дня: «конверсы», к которым Джонатан Андерсон придумал добавить подошву от беговых кроссовок

Продолжаем рассказывать про интересные релизы, за которыми стоит история, а не просто желание выпустить очередные кроссовки. На этот раз Екатерина Кулиничева, автор книги «Кроссовки: культурная биография спортивной обуви» и телеграм-канала «Чей туфля спортивная», объясняет, почему странные кеды, созданные Джонатаном Андерсоном для Converse, стоят внимания и как желание покупателей-кастомайзеров объединять разные модели в одну влияет на глобальные бренды.

Кроссовки дня: Converse x JW Anderson Run Star Hike

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У многих спортивных брендов есть свой дизайнер-союзник из мира так называемой большой моды, которому доверяют самые смелые эксперименты с кроссовками. У Converse в этой роли уже пару лет успешно работает Джонатан Андерсон из JW Anderson. Он уже заливал нестареющую классику бренда цветным глиттером, делал ее из лакированной кожи и войлока (и получилась коллекция космической красоты), превращал название собственного бренда в орнамент. Нынешняя коллаборация — еще более любопытная. На этот раз Андерсон создал гибрид, который, на первый взгляд, похож то ли на ботинки для московской зимней снежной каши, то ли на очередной эксперимент с кроссовками на платформе. Но на самом деле, это ни то, ни другое.

Victor VIRGILE / Gamma-Rapho / Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если раньше дизайнер играл с материалами и принтами, то теперь он экспериментирует с пропорциями. То, что выглядит как платформа, — на самом деле массивная подошва от беговых кроссовок Converse Run Star, на которую Андерсон посадил верх от классических белых «конверсов» Chuck Taylor All Star.

Беговые Converse Run Star
Беговые Converse Run Star

Этому верху уже 100 лет в обед (точнее, 102 года): официальной датой рождения модели считается 1917 год, эти кеды ровесники русской революции и с тех пор не сильно менялись. А вот массивная подошва — вполне современная. Бонусом к ней добавили немного увеличенный по сравнению с оригиналом цветной протектор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы понять, как эти кроссовки смотрятся на ноге, лучше всего посмотреть прошлогодний показ JW Anderson (коллекция сезона весна-лето 2019) на Лондонской неделе моды. Надо сказать, что фото модели на ноге и в движении производят несколько иное впечатление, чем доступные сейчас рекламные фото пары в ракурсе сбоку и без человека, — на наш взгляд, даже более выигрышное. Вернее всего будет сказать, что Андерсон придумал не очередные кроссовки на платформе, а нечто более интересное. Тогда же, кстати, показали и версию в черном цвете, но белая в этом гибридном варианте нам нравится больше.

Victor VIRGILE / Gamma-Rapho / Getty Images
Кроссовки на показе женской коллекции JW Anderson сезона весна-лето 2019
Кроссовки (с металлическими деталями и другими шнурками) на показе мужской коллекции JW Anderson сезона осень-зима 2019/20
Victor VIRGILE / Gamma-Rapho / Getty Images

PR-материалы говорят, что автор, придумывая новые кроссовки, имел ввиду «современную культуру мэшапа». Не поспоришь, мэшап [смешение сразу нескольких разных жанров. — Правила жизни] — важное культурное явление последних 20-30 лет. Это жанр, подразумевающий создание нового произведения из частей уже существующих или добавление к каноническим произведениям новых необычных элементов. Пример такого подхода в литературе — знаменитый роман «Гордость и предубеждение и зомби», не так давно экранизированный (тот самый классический роман про мистера Дарси, но с добавлением зомби-хоррора). В мировой библиотеке мэшапа есть такие вещи как «Андроид Каренина», «Мэнсфилд Парк и мумии» и многое другое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Гордость и предубеждение и зомби»
Кадр из фильма «Гордость и предубеждение и зомби»

В этой коллаборации Андерсон, возможно, впервые по-настоящему развернулся в работе с «конверсами» на полную катушку как модный дизайнер, а не просто декоратор классики. Как показывает опыт последних лет, кроссовки для мира традиционной моды — это, в первую очередь форма, с которой можно творчески работать, почти как с пластилином. В некоторых случаях в результате этого креативного переосмысления сама идея спортивной обуви доводится до абсурда: кроссовки становятся гротескно массивными или «разбитыми» (distressed) почти до утраты привлекательности для разумного потребителя.

Некоторые из этих экспериментов уже больше похожи на произведения современного искусства, а не функциональный предмет гардероба. Как нашумевшие Fusion Unique Variant (те самые, с торчащим клеем) или Future Destroyed high-top от Maison Margiela, про которые Time написал, что они выглядят так, будто их рвали злые собаки, а потом обработал пескоструйный аппарат. Но о таких вещах хотя бы имеет смысл говорить — в отличие от десятков «кутюрных» кроссовок, которые просто скопированы с известных спортивных моделей на радость тем, кто стесняется ходить в одни магазины с подростками и располагает большим количеством лишних денег.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кроссовки Future Destroyed high-top, Maison Margiela
Кроссовки Future Destroyed high-top, Maison Margiela

Надо сказать, что подобные эксперименты с кроссовками давно занимают умы творческой общественности и даже теневой кроссовочной промышленности. Пересаживать верх одних кроссовок на подошву от других любят, например, кастомайзеры [те, кто создают из оригинальных вещей собственные версии. — Правила жизни]. В марте прошлого года кастомайзер searle ivy показал свой эксперимент, собранный по тому же принципу «аккуратный ретро-верх + очень массивная подошва»: верх от Air Jordan 1 он посадил на подошву от Balenciaga Triple S, самых массивных из chunky sneakers. Идея быстро обрела своих поклонников, и сегодня копию творения searle ivy (видимо, от трудолюбивых китайских обувщиков) при желании можно купить в интернете за не самые маленькие деньги.

Это уже не первый такой случай: в Китае исправно пылесосят идеи кастомайзеров и иллюстраторов и достаточно оперативно выпускают по ним уже готовые кроссовки. Но сейчас не об этом. Очевидно, что идея такого кроссовочного мэшапа, которые запряг бы в одну повозку вола и трепетную лань, в смысле, две очень разные модели с разной философией, витает в воздухе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В определенном смысле Run Star Hike и выглядит как экспериментальный кастом. Так что возможно, Converse и Андерсон со своей коллаборацией пришлись очень вовремя.

Эксперимент получился смелым. И часть аудитории он наверняка напугает. Не секрет, что многие люди любят кеды за то, что они — не кроссовки (читай, смотрятся изящнее, винтажнее, ретроманьячнее). По идее, пара, предложенная Андерсоном, должна вызывать у таких консервативных модников ту же реакцию, что мигающая гирлянда у человека в стрессе.

Джонатан Андерсон
Джонатан Андерсон
Victor VIRGILE / Gamma-Rapho / Getty Images

С другой стороны, есть люди, которым в старых добрых кедах не хватает как раз технологичного низа. И таким эта модель может понравиться. Конечно, ту же задачу модно было решить проще: например, добавить внутрь обычных «конверсов» какую-нибудь очень навороченную супер-современную стельку, оставив старую подошву внешне без изменений. Но так, как сделал Андерсон, безусловно, намного эффектнее.

Ожидается, что Converse x JW Anderson Run Star Hike поступят в продажу в феврале 2019 и будут стоить $155. Оформить предзаказ можно на сайте JW Anderson.