Кроссовки дня: новогодние Under Armour и история рождественских безумств баскетбольной лиги НБА
Кроссовки недели: Under Armour Curry 6 «Christmas in the Town»
Конец декабря — традиционное время рождественских коллекций, и рынка кроссовок это тоже касается. В этом году к празднику специальный вариант своей новой именной модели выпустил Стефен Карри, один из самых успешных игроков в современной НБА. Работать над спецвариантом ему помогал Дэвлин Брасвелл (он же Dee-Nyce), известный кастомайзер и основатель непростого оклендского магазина Fly Boys Couture Club.
Как и подобает человеку его положения, Карри — не только звезда, миллионер, красавец и человек с именными кроссовками, но также филантроп и общественный деятель. Помимо прочего, баскетболист старается активно участвовать в жизни местного комьюнити в Окленде, где базируется его команда «Голден Стэйт Уорриорз». За нее Карри играет уже почти 10 лет. Рождественский релиз фиксирует эту роль баскетболиста: в дизайн тематической пары интегрированы рисунки детей из Окленда, которые занимаются в студии у Брасвелла (он преподает молодому поколению основы дизайна кроссовок и моду). В Штатах кроссовки — давно часть низовой социальной политики.
Те же дети, если верить пиар-материалам, помогали с разработкой общей концепции. Это, конечно, не проверишь, но получилось интересно. Во-первых, по бело-голубой паре не очевидно, что она — рождественская. Для тематических праздничных кроссовок это скорее нетипично. Достаточно сравнить новую пару от Карри, например, с прошлогодними очевидно тематическими Nike SB Dunk High Concepts Ugly Christmas Sweater, где были снеговики и пряничные человечки.
А здесь даже к снежинкам на подошве (как раз их нарисовали дети) надо, в общем, приглядываться. Это сделано специально: была задача придумать модель к Рождеству, которую можно будет носить весь год. И эти кроссовки действительно выглядят по-хорошему обычно.
Но белый с голубым тут не просто так. В современных кроссовках, особенно тематических и именных, вообще не бывает случайных цветов — такую обувь можно читать, как профессор Лэнгдон в романах Дэна Брауна «читал» картины старых мастеров. Общий колорит сделан в честь заснеженных вершин вокруг озера Тахо — вроде бы это ближайшее от Окленда место, где можно увидеть настоящую снежную зиму. Оттенок голубого при этом должен напомнить о Северной Каролине, где Карри с семьей любит проводить праздники.
Тут еще нужно сказать, что Рождество — не только праздничный повод для новые релизов. Это сезон традиционной обувной ярмарки тщеславия в главной баскетбольной лиге мира, один из самых интересных в году. История НБА — это, помимо прочего, история борьбы звезд-выпендрежников за право на модное самовыражение. Борьба эта была долгой и непростой. В НБА долго существовали ограничения по поводу возможных расцветок обуви, а баскетболисты и бренды пытались их расшатать. В иные периоды истории правила были совсем жесткими: белое, черное — и никакого баловства. Даже после послабления в правилах, которое наступило в эпоху после Джордана, нужно было ждать специальных дней в календаре, чтобы проявить весь свой креатив. Матчи на Рождество (так называемые Christmas Days) были одним из таких исключений, когда, по правилам лиги, наступал карнавал, все ограничения снимались и кроссовки могли быть вообще любых цветов, независимо от фирменных цветов команды. Помимо Рождества в этот же список входили другие праздники, а также, например, церемонии вручения «Оскара» и «Грэмми».
В последние 10 лет эта традиция расцвела особенно пышным цветом. NBA Christmas Days — это не просто матчи чемпионата, которые выпадают на праздники. Это — что-то вроде «Оскара» от баскетбола, где публику и прессу интересуют не только результаты игр, но и кто во что был обут. Это масштабная рекламная акция, которая работает не только на бренды, но и на саму лигу. Обсуждать кроссовки, которые могут надеть самые яркие звезды, в Америке начинают еще осенью. А тематические подборки появляются в интернете в режиме реального времени прямо во время матчей.
Многие игроки относятся к рождественской обувной традиции весьма ответственно. Говорят, что Леброн Джеймс, один из главных ее поклонников в современной НБА, свои праздничные кроссовки начинает готовить примерно за год. За много лет традиция рождественских кроссовок в НБА обросла своей мифологией, историческими рейтингами лучших пар в истории и т. д. Есть свой хит-парад популярных приемов: например, традиционные рождественские цвета (красный и зеленый) или палитра «Гламурное рождество» (перламутр, белый, серебро, розовое золото). Многие пары разрабатывают с большой фантазией: так, у Кобе Брайанта были тематические зеленые кроссовки, посвященные Гринчу, который украл Рождество.
В этом сезоне, правда, в НБА отменили прежние ограничения и непонятно, насколько это пойдет обувному празднику на пользу. Ведь, если верить книгам по творческому развитию, рамки стимулируют воображение, и если круглый год можно все, то зачем стараться ради Рождества? Неслучайно модные акции НБА и ее игроков в целом сильно пошли вверх после введения знаменитого дресс-кода в 2005 году. Сразу после игроки активно протестовали, а в американских СМИ шла бурная полемика. Но как стало понятно годы спустя, в итоге консервативный по своей идее дресс-код игроки сумели использовать себе на пользу. Баскетболисты быстро освоили очень креативное понимание бизнесс-кэжуал, благодаря чему стали чаще попадать в списки самых стильных даже по версиям вполне традиционных модных медиа.
В этом году Кевину Дюранту сделали пару в честь Скруджа Макдака с принтом из золотых монет. А любимец модной прессы Рассел Уэстбрук вышел на паркет в ярких салатовых «джорданах» с принтом новогодней гирлянды. Кроссовки Карри на этом фоне не были самыми яркими. Но во-первых, что бы он ни обул, на это все равно обратят внимание, особенно в такой игре (матч «Уорриорз» с «Лос-Анжелес Лейкерс» стал самой дорогой рождественской игрой в истории НБА: средняя цена билетов на него составила $885, это сопоставимо с ценами на финал лиги или даже чуть больше). Внимание к этому матчу было колоссальным.
К тому же их, в отличие от многих других рождественских кроссовок, которые часто делают специально для баскетболистов, можно купить. В Окленде Curry 6 «Christmas in the Town» поступили в продажу офлайн за несколько дней до Рождества, а всему остальному миру они должны стать доступны сразу после, 26 декабря. Так нам, простым людям, дают возможность приобщиться к этой традиции НБА, трогательной и корыстной одновременно. Как и многое в современном мире.