Наверное, лучшей метафорой положения и мироощущения мужчины в современном мире за отчетный период может стать клип Like a wrecking ball исполнительницы Майли Сайрус. Представьте: вместо певицы в белом базовом белье и «мартинсах» на том чугунном шаре на веревке раскачивается обычный российский мужик из города-миллионника. На нем все те же белые трусы, у него, может быть, вес немного больше среднего, на ногах, скорее всего, тапочки — потому что после 30 «мартинсы» натирают и лучше что-то удобное и проверенное. Лицо его довольно отрешенное — потому что там, где Майли сама раскачивалась и крушила стены, вероятно символизирующие предрассудки, мужика раскачало ветром, центробежной силой, руками гендерных исследователей (которые после ухода USAID спешно ищут работу) и прочих незримых акторов. Мужик, в общем, устал раскачиваться, но траектория нынешнего путешествия на чугунном шаре кажется более понятной, что ли. И вот почему.
Мужика укачало: как меняется роль мужчины в современном обществе

В 2019 году проект «Мужчина, вы куда?» зарождался как ответ на общую окружающую растерянность. Потому что не забытый (и сегодня, увы, опять актуальный, но по иным причинам) слоган «Вы нас даже не представляете» тогда был актуален как никогда. И Гриша, и Слава к тому моменту оба переживали персональные трансформации: у одного умер отец и, соответственно, ушла опора в виде важной мужской фигуры; Слава сам недавно стал папой и это полностью перевернуло его представления о мире.
А что мир? Ну, мир вел себя занимательно. Только-только отгремели первые разоблачения в рамках #MeToo, в моду вошло словосочетание «новая маскулинность», смысл которого никто не способен четко обозначить и сегодня. Кто тогда представлял мужчин? Да, в сущности, никто. Глянец, возглавляемый либо мужчинами, сильно далекими от «мужских» проблем, либо теми, кого в 2025-м в РФ принято запрещать, писал о запонках и успехе, но никак не о ментальных проблемах; многочисленные НКО и активисты предлагали кальку с западных тенденций, рассуждая о «токсичной маскулинности» и фактически перечеркивая то, чему нынешнее поколение российских мужчин учили папы и дедушки (порой, конечно, ерунде, но точно не со зла). Было и нечто позитивное: о мужчинах в принципе стали говорить чуть более широко. И о том, что у них случается депрессия, и, о боже, о мужском декрете, разнице в финансах и равноправии в браке.

Логично, в общем, что разговор шел тогда с перекосом. Первыми в прогрессивное путешествие все-таки отправились девушки с их профем-медиа и другими вполне полезными инициативами. Мужчинам тогда оставалась роль догоняющих. Собственно, как ответ на все это и общую растерянность от новых веяний и родился телеграм-канал и подкаст «Мужчина, вы куда?». Потому что, как выяснилось, никто больше и не объяснит, как жить без папы и как жить, когда ты сам папа.
Сначала мужик на чугунном шаре качался в вышеописанную сторону вполне себе с энтузиазмом. Интересно же: девушки сами предлагают разделить счет, кто-то заговорил о нашем ментальном здоровье, пусть и с позиции «ты должен», хоть и обернутой в нетоксичный бережный прогрессивный речекряк. Потом стало немного задалбывать. Гриша вот отлично помнит переломный момент, когда выяснилось, что новый мир не совсем для всех. В одном из первых сезонов вышел выпуск с мужчинами, которые осознали, что занимались абьюзом, — каждый в разной степени и каждый по-своему решал проблемы с теми, кому причинил боль. Тем не менее тогда и прозвенел первый звоночек. «Да как вы смели дать трибуну насильнику! Как вам совести хватило привести в студию абьюзера!» — разразились прогрессивные соцсети. «Интересно, — подумал Гриша, — видимо, даже в мире всеобщего благоденствия и нетоксичной взаимной любви все-таки придется и дальше искать свой голос». Так же подумало и скромное по тем годам число подписчиков телеграм-канала.
С тех пор произошло многое, но в общем главные причины и итоги уже объясняли политологи и социологи, когда говорили о причине новой победы Трампа. Если кратко, то тех самых белых цисгендерных мужчин адепты всего прогрессивного так долго и упорно называли причиной всех бед, осуждали их и призывали покаяться за грехи отцов и дедов, что они впервые сами зашевелились на том самом чугунном шаре, приговаривая: «Да ну, на хер». И качнулись в обратную сторону.
Потому что к тому моменту число взаимоисключающих параграфов зашкаливало. Ты, конечно, меня оскорбишь, если попытаешься закрыть счет, но карты Таро говорят, что мужчина по факту должен обеспечивать, а женщина — вдохновлять. Слава, к тому моменту сходивший не на одно свидание, уже чувствовал, что творится какая-то непонятная хрень. Вроде тут все эмансипировались, но теперь под соусом «проявленности», «самоценности» и прочих терминов из лексикона онлайн-коучей вдруг стал продаваться тот же домострой, от которого мы все ранее бежали.
Совершенно понятно, откуда после нескольких лет обвинений и взаимоисключающих параграфов взялись адепты мужского ресентимента — от Арсена Маркаряна у нас до Эндрю Тейта у них. Да что там, часть наших читателей из наиболее консервативного лагеря порой воюют с вымышленными интернет-феминистками (которые исчезают в тот же момент, когда закрываешь приложение Х на смартфоне), оперируют словом «повесточка» и осуждают леваков. Их право, но тот факт, что они с нами, а не с Маркаряном, все-таки о чем-то да говорит.
Мужик на чугунном шаре только отвлекся, чтобы поправить резинку белых трусов, как направление, которое он случайно задал, вдруг стало меняться. И его понесло куда-то в ту же сторону, где давно затосковали консервативные ценности. Шар несется, а мужик с удивлением смотрит, как ребята 23 лет, которые, предполагалось, будут лучше, чем мы, и прогрессивнее, рассуждают о том, что жена должна быть за мужем, успех измеряют наличием BMW и общей «здравостью»: мы оба не шутим — почитайте любое интервью сверхпопулярного сейчас рэпера Макана.
В нынешние годы, безусловно, не до разговоров о том, какого цвета лак украсит мужскую руку, но дело даже не в них: чугунный шар по всему миру, даже там, где сейчас не стреляют, качается в сторону прошлого — и снова отцы и деды становятся актуальны и правы. И Гриша, и Слава, в принципе, из года в год повторяли, что термин «новая маскулинность» плохой, потому что отменяет дедов и отцов, вычеркивает их из твоей биографии и ценностного пути. Он подразумевает, что есть какая-то старая и плохая, а вот новая будет о-го-го. Хотя тут как с любой личной биографией: люди сложнее, люди глубже и неоднозначнее. Даже в вопросах межгосударственных конфликтов дуализм не работает, чего уж про живых людей говорить.
Мужик на чугунном шаре вздыхает и старается больше не поправлять резинку, чтобы не отвлекаться. Разве что немного закатил глаза и вспомнил древний мем из GTA: Ah shit, here we go again. Сейчас опять что-то отменим, демонтируем устаревшее, перепридумаем под новым термином (как зумеры с поездками на дачу и «дачингом») и зависнем где-то в крайней противоположной точке. Надо сказать, оба админа «Мужчина, вы куда?» уже давно наблюдают, как практически в каждом из их читателей давно назрела эта усталость от радикальных перемен и им интереснее с собой или друг с другом. «Что? Хватаем знамена и бежим в другую сторону? Ага, класс, я пока схожу на чекап, и дальше у меня по плану заняться любимым хобби, так что, наверное, без меня» — примерно так рассуждают наши собеседники сегодня.
И каждый, поверьте, каждый мужик в трусах на чугунном шаре сегодня робко, но надеется на одно: вот сейчас еще разок качнет — и шар вернется куда-нибудь в середину или хотя бы сократит свою амплитуду. Потому что, честно говоря, мужика уже порядком укачало.