Правила хорошего кадра: рассказываем, как делать профессиональные снимки в разных жанрах на смартфон

Cейчас мир переживает уже второй в этом веке бум любительской фотографии. Первый был связан с распространением цифровых мыльниц в нулевые, нынешний — с появлением все более совершенных камерофонов. За это время мы привыкли фиксировать на смартфоны с мощной оптикой все, что происходит с нами и вокруг нас: ужины в любимых ресторанах, встречи с друзьями и просто случайные сцены из жизни. При этом мы не задумываемся, что у каждого кадра есть свой жанр, а у каждого жанра, в свою очередь, свои законы. Чтобы разобраться в них, мы решили составить гид по главным направлениям фотографии: по каким правилам они живут, какие из них подвластны смартфонам и как создавать с помощью мобильных камер яркие изображения.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
Правила хорошего кадра: рассказываем, как делать профессиональные снимки в разных жанрах на смартфон
Илья Свиридов

Пейзаж

Первый в истории снимок был именно пейзажем: Жозеф Ньепс запечатлел при помощи метода гелиографии вид из окна в Ле Гра. Это был абсолютный прорыв, который повлек за собой постепенное развитие фотографии. Неудивительно, что именно пейзаж стал отправной точкой: благодаря живописи фотографам прошлого были хорошо известны и понятны законы этого жанра.

К пейзажу относят все изображения природы — горные, сельские, городские, морские и любые другие ландшафты. Снимают их обычно на широкоугольные камеры, позволяющие захватить как можно больше объектов. Впрочем, современные смартфоны позволяют создавать не менее яркие фото. Важно лишь запомнить несколько правил.

Илья Свиридов

1. Обращайте внимание на время суток и погоду. Прозвучит банально, но атмосфера, настроение и красота кадра в первую очередь зависят от света. Затянутое облаками небо вполне может испортить локацию, которую вы выбрали для фото. Лучше всего снимать пейзаж ранним утром и вечером ближе к закату — так больше шансов, что в объектив попадут необычные и яркие оттенки.

2. Будьте лаконичны и не стремитесь запечатлеть все, что видите. Лишние детали в кадре могут создавать визуальный шум и отвлекать от главного. Поэтому не перегружайте снимок или обрезайте ненужные объекты на постобработке.

3. Ищите ритм в кадре. Это прием, который строится на повторении одинаковых элементов на фотографии: мельниц, деревьев или домов. Они помогают зацепить внимание зрителя и логически выстроить композицию.

4. Воспользуйтесь правилом третей. Предположим, вы хотите сфотографировать гору. Необязательно помещать ее в центр кадра. Мысленно разбейте изображение на три части по вертикали и расположите заснеженную вершину слева, а оставшееся пространство заполните видами окрестностей. 

5. Задействуйте не только дальний, но и передний план. Их взаимодействие придаст кадру символизм или сделает снимок более объемным.

6. Экспериментируйте с длинной и сверхкороткой выдержкой. Это позволит добавить в пейзаж смазанные движущиеся объекты вроде животных и капель дождя или, наоборот, «заморозить» их.

Портрет

Жанр портрета гораздо древнее, чем пейзаж. Первые его образцы встречаются в древнеегипетской скульптуре. В разные эпохи это направление искусства выполняло разные функции: изображая лица, художники прославляли выдающихся современников, стремились найти божественное начало в человеке, а также исследовали его душу и тело.

В наше время столь сакрального отношения к портретам, конечно же, нет. Мы привыкли каждый день делать селфи, фотографировать коллег, близких, а порой даже просто городских сумасшедших. Но, будем честны, результат нас устраивает не всегда — неполучившиеся кадры мы отправляем в корзину, списывая неудачи на отсутствие фотогеничности, слабый свет или, банально, плохое настроение.

Фото сделано на Xiaomi 15 Ultra. Коллаж: Илья Свиридов

От душевного состояния модели и освещения действительно зависит многое. Именно с этими инструментами и должен работать фотограф. Так что не стоит отчаиваться, если во время съемки что-то пошло не так, — все поправимо. Всегда можно расположить к себе человека в кадре, довести его до нужной эмоции, расслабить, повернуть в нужную сторону и поймать «тот самый» идеальный момент для снимка. Вот несколько советов, как это сделать.

1. Если герой в кадре выглядит скованным, попросите его размяться. Он может поводить плечами, попрыгать на месте или даже пробежаться. Это поможет быстро убрать мышечный зажим и просто расслабиться. 

2. Предложите герою представить себя на видеосъемке. Пусть он попробует медленно двигаться и позировать, не замирая в одном положении. Так снимки получатся живыми, а человек в кадре будет смотреться естественно и органично. 

3. Заранее подберите позы для модели на платформах с готовыми фотографиями. Если референсы будут под рукой на съемке, вам не придется исполнять хореографические этюды, объясняя, что требуется от героя. А еще это избавит вас от ступора, когда собственные идеи закончатся и придумывать новые придется на ходу.

4. Всегда смотрите на нос модели. Он поможет правильно выставить свет и найти идеальное положение для человека в кадре. Если тень от носа перегораживает часть лица, нужно менять позу. А вот если она находится ровно посередине глаза, все идеально. 

5. Попробуйте разнообразить портреты с помощью фреймирования. Иными словами, сфотографируйте героя через рамку. Подойдет даже дверной проем — это позволит сделать изображение более объемным.

6. Если светит солнце, поиграйте с контрастами. Сочетание света и тени в кадре поможет создать глубокий портрет, как бы вписанный в мизансцену. 

7. Не забывайте про главный контраст: герой должен быть либо темнее фона, либо, наоборот, гораздо светлее.

А еще в портретах важна высокая четкость и детализация — как у 23-мм камеры Leica с однодюймовой матрицей и 50-мегапиксельным датчиком изображения Sony LYT-900. Речь не о новой модели фотоаппарата, а о сердце оптической системы смартфона Xiaomi 15 Ultra. Вдохновленная классическим дизайном камеры флагманская модель подойдет для профессиональной съемки и освоения новых горизонтов в мобильной фотографии.

Предметная фотография / натюрморт

Порой вещи интересуют нас гораздо больше людей. Неслучайно наши галереи каждый месяц пополняются эстетичными фото прикроватной тумбочки или рабочего стола. Изображения предметов иногда могут красноречивее любых селфи говорить о внутреннем состоянии человека, его увлечениях, характере и жизни.

Прародитель предметной съемки, натюрморт, появился в живописи параллельно с пейзажем. Своего расцвета направление достигло в XVII-XVIII веках. Сейчас нам кажется, что художники того времени просто фиксировали реальность: ну хотелось им запечатлеть изящный беспорядок на своем столе — и ладно. На самом деле картины буквально разговаривали с аудиторией, потому что каждый предмет на холсте что-то символизировал: например, фиалка — скромность, мак — силу, а ростки зерна — возрождение.

Илья Свиридов

Сейчас натюрморты не столь символичны, зато столь же популярны, как и 300 лет назад. Это один из самых доступных и легких жанров фотографии: взаимодействовать с людьми не нужно, да и переставлять предметы на столе можно сколько душе угодно. Тем не менее натюрморт не так прост, как кажется. И существует он, разумеется, по своим законам.

1. Снимайте лаконично. Как и в случае с пейзажами, очень важно отбросить все лишнее и сосредоточить внимание зрителя на определенных объектах. Чистые предметные изображения гораздо приятнее глазу, чем аляповатые.

2. При этом стоит оставить легкую хаотичность в кадре, чтобы он выглядел более живым. Слишком симметричные снимки вряд ли покажутся аудитории удачными.

3. Продумайте сет-дизайн, чтобы предметы находились в конкретных обстоятельствах и во взаимодействии друг с другом. Тогда получится полноценный сюжет из связанных по смыслу предметов.

4. Как можно чаще смотрите, какие кадры получаются, чтобы прийти к идеальному расположению объектов и вовремя увидеть, как падает свет.

Фуд-фотография

А это, пожалуй, самая популярная разновидность натюрморта. Будем честны, украдкой фотографировать блюда из любимых ресторанов или особенно удачно расставленные тарелки с завтраком — наше guilty pleasure. Хештег #еда до сих пор один из самых популярных в соцсетях, хотя сама по себе фуд-фотография кажется уже чем-то банальным. Впрочем, сам процесс создания эффектного кадра банальным не назовешь. Вот о чем нужно помнить во время съемки.

1. Чаще всего блюда выглядят аппетитно и красиво, если свет на них падает сверху. Попробуйте двигать тарелки по столу, чтобы поймать идеальное освещение. 

2. Делая снимки в ресторане, обратите внимание на то, что находится позади блюда. Лишние детали интерьера, руки официанта или головы других посетителей, вероятнее всего, испортят изображение. По большому счету в кадре вам нужны только скатерть и еда. 

3. Фотографировать блюда лучше сверху либо под углом 45º — как бы по диагонали. 

4. Дома за уровнем освещенности придется следить особенно пристально. Чтобы получился эффектный кадр, скорее всего, придется поставить рядом с едой дополнительный источник света: одной лампы будет недостаточно. 

5. А вот в полутьме бара явно не обойтись без вспышки. Главное — держать объектив подальше от блюд.

Основная камера смартфона Xiaomi 15 Ultra поможет создать яркие снимки даже в столь сложных локациях. Она оснащена линзами Leica Summilux, а еще обладает большой диафрагмой и расширенным динамическим диапазоном, благодаря чему показывает отличный результат в условиях слабого освещения и в ночное время.

Архитектурная фотография

Но хочется замахнуться и на что-то помасштабнее тарелки с пастой. Иногда пролеты бизнес-центра или особняк, затерянный в городских закоулках, выглядят настолько кинематографично, что рука сама тянется к камере. Обычно архитектурные объекты фотографируют на специальные широкоугольные объективы или «телевики», позволяющие не искривлять перспективу, захватив при этом огромное здание целиком. Но современные смартфоны справляются с этой задачей не хуже. Вот о чем важно помнить, чтобы не упустить удачный кадр.

1. Изучите локацию и найдите лучший ракурс. Архитектура часто выглядит эффектнее, если снимать снизу вверх, чтобы подчеркнуть высоту и масштаб строений.

2. Используйте сетку на экране смартфона или камеры, чтобы линии здания были ровными. На глаз иногда не просто заметить отклонения.

3. Избегайте съемки в полдень. Почему? Все просто: когда солнце в зените — на улице нет теней, а без них снимки получаются слишком плоскими, неинтересными и порой даже засвеченными.

4. Включите режим HDR, чтобы на получившихся кадрах одинаково хорошо выглядели светлые и темные участки. Это особенно важно при работе со сложным контровым светом.

5. Не злоупотребляйте общими планами. Важно снимать интересные детали: узоры, текстуры, окна, двери, арки. Это добавит в снимок разнообразия.

6. Попробуйте включить в кадр окружающие объекты (деревья, людей, машины), чтобы подчеркнуть масштаб здания и добавить изображению контекст.

Фото сделано на Xiaomi 15 Ultra. Коллаж: Илья Свиридов
При съемке архитектуры очень важно не упускать ничего из виду: приблизить изображения или, наоборот, снять общий план издалека. Такие возможности есть у Xiaomi 15 Ultra, который оснащен фокусными расстояниями от 14 до 200 мм. Оптическая система флагманской модели одинаково подходит для уличной и портретной фотографии, для съемки пейзажей и предметных композиций. А с режимом «Быстрая съемка», стилизованным под фотокамеру с возможностью выбора цветовых фильтров и захвата движения, удачные моменты получится фиксировать буквально на лету.

Уличная фотография

Каждый из нас наверняка замечает во время прогулки по городу что-то забавное, милое или грустное. В бытовых сюжетах, которые разворачиваются перед нашими глазами, можно обнаружить случайный символизм. Поэтому камера смартфона — незаменимый компаньон на улицах мегаполиса. Уверены, что именно в этом сеттинге снято большинство изображений из вашей галереи. И в уличных фото важнее всего скорость.

Фото сделано на Xiaomi 15 Ultra. Коллаж: Илья Свиридов

1. Будьте готовы снимать мгновенно, когда видите что-то интересное. Для этого используйте режим серийной съемки на смартфоне, чтобы не упустить важный момент.

2. Работайте с естественным освещением и не забывайте, как время съемки влияет на кадр. Мягкий утренний или вечерний свет помогает создавать атмосферные фото с красивыми тенями, а контровой дневной свет добавляет в снимок драматизм. 

3. Используйте линии, формы и текстуры для создания динамичных кадров. Например, стены, лестницы или дорожная разметка могут стать отличным фоном. Попробуйте экспериментировать с ракурсами.

4. Обязательно добавьте людей в кадр. Снимайте их движения, эмоции, диалоги. Если при этом хотите остаться незамеченными, фотографируйте прохожих со спины или в отражениях. Когда используете для создания снимков смартфон, можно просто сделать вид, что проверяете уведомления на экране устройства.

5. Ну и всегда помните о главном: уличная фотография, как в целом и любая другая, — это искусство наблюдать и видеть необычное даже в обыденном.

Реклама. ООО «ДИХАУС»