О времени и месте появления клетки, одного из вечных и классических принтов, историки спорят до сих пор: ее то относят к Древнему Египту, то к Древнему Риму. Однако точно известно, что впервые массовое распространение ткань в клетку получила в XVIII веке в Шотландии. Она стала своеобразной визитной карточкой страны и надолго вписалась в этнический образ, и не только стандартная красная: шотландцы окрашивали ткань в разные цвета согласно местности проживания, а у каждого клана был уникальный узор, который отличался оттенком и количеством полос. По рисунку можно было узнать и финансовое положение рода: чем больше черт в клетке, тем выше статус. В Шотландии принт был буквально культурным кодом, имел очень широкое распространение и множество вариаций.
В клетку сквозь столетия: история вечного принта
Этнический, королевский, школьный


Чуть позже клетка эмигрировала в Великобританию. Королева Виктория, любившая все шотландское, переняла популярный в стране принт. Она интегрировала его как в интерьер, так и в одежду. Например, добавляла к образам вуаль в клетку. С тех пор узор стал символом аристократии. В XX веке в Европе и Великобритании клетка олицетворяла прилежность, статус и строгость. Принт повсеместно использовали в форме католических школ и престижных училищ. Клетка была символом благородства и привилегированности.
Короли и панки

Уже в 1970-е принт ждала революция: клетка одновременно оставалась популярной среди буржуазии и вдруг стала частью различных субкультур и синонимом бунтарства. Панки и представители других течений использовали узор как противопоставление всему «правильному» и прилежному. Клетка быстро нашла применение в намеренно неряшливых и ярких образах.
Особый вклад в эту интеграцию внесла модельер Вивьен Вествуд. Ее называют основателем стиля панк в высокой моде. В каждой коллекции Vivienne Westwood обязательно был хотя бы предмет с клеткой. Где-то принт был просто элементом, а где-то, как в коллекции «Англомания» 1993 года, становился основной линией и акцентом. Это был такой пик любви модельера к клетке, в тот же период она зарегистрировала собственную расцветку тартана. Красно-голубая Westwood MacAndreas с тех пор официально числится в Шотландском реестре клетки.

В 1990-е принт стал еще более популярным, вещи с ним стали носить не только школьницы, панки и аристократы, но и буквально все — от подростков до музыкантов. Были очень популярны «рабочие» рубашки в клетку, но также актуальными оставались, например, элегантные платки. Клетка стала всеобъемлющей и разнообразной.
«Гусиная лапка», мини-юбки и нулевые

Классическая «школьная» клетка с течением времени получила множество вариаций. Одной из самых известных стала «гусиная лапка» Коко Шанель. Этот немного видоизмененный принт обрел популярность благодаря твидовым жакетам еще в прошлом веке, но актуален был и в нулевых. Наверное, самой узнаваемой клеткой стала расцветка от Burberry. Элегантная и сдержанная, на бежевом теплом фоне с черными линиями.
В нулевые принт продолжил отрицать навязанные ему в прошлом веке ассоциации с прилежностью и благородством. В то время особой популярностью стали пользоваться мини-юбки в клетку. Они напоминали те самые юбки школьной формы и ярко им противопоставлялись. Вместо сдержанности и нарочитой скромности — экстремальная длина в сочетании с более откровенным верхом. Такие комбинации можно было увидеть на героинях сериалов, в коллекциях модных домов и на подиумах. Клетчатая мини-юбка — один из главных трендов и символов нулевых.

В последние годы клетка все так же остается популярной. Она мелькает в показах, например, Chloé, Celine, Christian Dior, но каждый раз находит новое прочтение. Одни модные дома вспоминают буржуазное прошлое принта, другие ориентируются на эпоху 1990-х. Клетка возвращается то в классическом строгом, то в небрежном виде. И эта история циклична уже несколько веков.