Прародителями шляпки-таблетки (в оригинале — pillbox hat) считаются паннонские колпаки из кожи или войлока, которые на закате Римской империи на свои головы водружали военные чиновники и солдаты. В Средние века похожий по форме головной убор, например, носили фламандцы. Среди женщин шляпка-таблетка начала пользоваться успехом только в 30-х годах прошлого столетия во многом благодаря элегантным образам шведско-американской актрисы Греты Гарбо на экране. Так, в мелодраме «Разрисованная вуаль» (1934) икона стиля и звезда золотого века Голливуда носила круглую вязаную шляпку без полей, макушку которой украшал погончик, идеально дополняющий платье с наплечными щитками. Впервые Гарбо примерила шляпку-таблетку в драме «Какой ты меня желаешь» (1932), которая и принесла аксессуару первую популярность. Своим странным названием головной убор обязан внешнему сходству с коробочками, в которых в начале XX века продавали и хранили лекарства.
В стиле первых леди: история шляпки-таблетки и актуальные образы с ней


Вооружившись оригинальной формой, модисты изготавливали головные уборы из бархата, шерсти, органзы, сатина и животного меха (преимущественно из норки, лисы и рыси). Шляпки-таблетки часто декорировали вуалью и расшивали жемчугом. Головной убор крепили к волосам при помощи шпилек, невидимок или размещенного внутри гребня. Особую слабость к шляпкам-таблеткам питала эксцентричная модельер Эльза Скиапарелли, которая создавала необычные варианты из сатина, бархата, шерсти и даже меха леопарда, а в качестве декора выбирала крупные розы, перья, засушенные цветы, банты, вуаль из сетки и золотую вышивку. Эти нарядные головные уборы с 1934 по 1954 год парижские модницы могли приобрести в бутике прет-а-порте Schiaparelli на Вандомской площади.

Однако настоящей сенсацией шляпка-таблетка стала только 20 января 1961 года — в день инаугурации 35-го президента США Джона Фицджеральда Кеннеди. На торжественную церемонию, по традиции проходившую в Капитолии, новоиспеченная первая леди Жаклин Кеннеди пришла в круглой шляпке, что само по себе выглядело модным вызовом. Дело в том, что до Джеки американские женщины, в том числе супруги политиков, зимой обычно носили норковые шапки. Она решила изменить это правило и выбрала для инаугурации головной убор из ткани, который прекрасно сочетался с минималистичным пальто кремового цвета, созданным модельером Олегом Кассини, который вскоре получит звание «секретаря стиля» первой леди. Терстон Кларк в своей книге «Не спрашивай: инаугурация Джона Кеннеди и речь, которая изменила Америку» писал, что на ступенях Капитолия Жаклин Кеннеди выглядела как «великолепный лепесток в непристойном букете меха». Жена нового президента США действительно казалась настоящим воплощением деликатности и сдержанной элегантности.
Знаковую шляпку-таблетку, которая в скором времени превратилась в ее фирменный аксессуар, для Джеки разработал американский модельер Рой Холстон. Однако финальный штрих изящному аксессуару в форме купола придала сама первая леди. Утро в день инаугурации выдалось ветреным, поэтому Джеки приходилось постоянно придерживать шляпку, чтобы она не слетела. В очередной раз поправляя головной убор, Жаклин Кеннеди случайно оставила на нем небольшую вмятину и даже не придала этому особого значения. Зато женская половина населения Соединенных Штатов, которая внимательно следила за инаугурацией по телевизору, восприняла непреднамеренную деформацию шляпки, как модный жест. Американки из разных социальных слоев, от дам из высшего общества до домохозяек со Среднего Запада, начали копировать изысканный образ супруги президента. Жаклин Кеннеди, которую ожидаемо окрестили «первой леди моды», сделала шляпку-таблетку, подобранную в тон к ее твидовым костюмам, неотъемлемой частью своего парадного гардероба, хотя и признавалась, что, в принципе, не особо жаловала головные уборы. «О боже, как же это было приятно, когда мне не приходилось носить шляпы. Они разоряют меня, а я все равно чувствую себя в них нелепо», — писала первая леди своему персональному байеру в элитном универмаге Bergdorf Марите О’Коннор. По воле рока самым ярким аутфитом Жаклин Кеннеди с участием шляпки-таблетки стал тот, что она выбрала для рабочего визита в Даллас 22 ноября 1963 года. Первая леди сопровождала своего супруга-президента в розовом костюме, сшитом из ткани, заказанной в ателье Chanel. Голову Джеки увенчала шляпка-таблетка, подобранная в тон наряду из ткани букле. Именно этот костюм вскоре будет забрызган кровью ее мужа Джона Кеннеди, которого застрелят во время следования президентского лимузина по центру Далласа.

Несмотря на трагические ассоциации с последним выходом Джеки в статусе первой леди, популяризированная ею шляпка-таблетка продолжила жить своей жизнью, в том числе на большом экране. В комедийном триллере «Шарада» 1963 года Одри Хепберн продемонстрировала несколько головных уборов Givenchy. Особо очаровательно на актрисе смотрелась шляпка-таблетка с леопардовым принтом. В эротической драме Луиса Бунюэля «Дневная красавица» (1967) королева французского кино Катрин Денев дерзко сочетала круглый головной убор Yves Saint Laurent с виниловым тренчем того же модного дома. Траурную шляпку-таблетку с вуалью в горошек Денев носила на съемках вампирского хоррора «Голод» (1983) с участием Дэвида Боуи. В 1980-х и 1990-х годах главным амбассадором шляпок-таблеток, несомненно, была принцесса Диана. Создание эксклюзивных головных уборов Леди Ди в основном доверяла шотландскому модисту Джону Бойду.

На публичных мероприятиях принцесса Уэльская обычно появлялась в «таблетках», которые по цвету совпадали с ее нарядами. Головные уборы могли быть украшены вуалью, цветами, пером, бантом, или же элементы декора на них полностью отсутствовали. В 1995 году Диана даже сделала почтительный оммаж покойной первой леди Жаклин Кеннеди. Во время визита в казармы Королевского гэмпширского полка в Кентербери, графство Кент, леди Ди была одета в розовый костюм Versace в сочетании с миниатюрной «таблеткой» Philip Somerville того же цвета.

В королевской семье Великобритании продолжателем тренда на ношение лаконичных головных уборов небольшого размера стала Кейт Миддлтон. Принцесса Уэльская частенько избегала экстравагантных дамских шляп, предусмотренных этикетом, предпочитая им элегантные и миниатюрные «таблетки». В 2014 году Кейт Миддлтон, тогда еще герцогиня Кембриджская, прибыла в Новую Зеландию в рамках трехнедельного тура. Из частного самолета она вышла в алом пальто, красной шляпке-таблетке и с распущенными волосами, что было довольно смело для ее титула. Стильным головным убором во время официальных мероприятий не пренебрегала и герцогиня Сассекская Меган Маркл. Например, в 2019 году на службе в Вестминстерском аббатстве она появилась в довольно неофициозных пальто и платье Victoria Beckham молочного цвета, дополнив образ белой шляпкой-таблеткой.

Сегодня в коллекциях мировых дизайнеров шляпка-таблетка становится универсальным аксессуаром, который уместно носить как с приталенными пиджаками и строгими пальто, так и с брюками-бананами и майками-алкоголичками, как это делала Ирина Шейк на показе Alaïa весна-лето 2024. В то время как бренды Loro Piana и Altuzarra в коллекциях весна-лето 2025 предлагают непритязательные вязаные и плетеные модели, модные дома Chloé и Valentino представляют эффектный гибрид таблетки и тюрбана, невольно вызывающий ассоциации со стилем бохо и богемной музой Ива Сен-Лорана Лулу де ла Фалез. Шляпка-таблетка легко впишется в любой гардероб, если вы забудете о стереотипах, согласно которым это аксессуар первых леди, предусмотренный только для официальных и светских мероприятий.