Прагматизм в глазах дарящего: почему сентиментальные презенты больше не в моде?

Пора признать, что понятие «конфетно-букетный период» уже превратилось в своеобразный атавизм. Бывает, что и банальную охапку роз, будучи в отношениях, мы преподносим редко, что уж говорить о коробках со сладостями. Стереотипные подарки из вишлистов выместили флорариумы, образовательные курсы и разнообразные гаджеты. Редакция решила выяснить, почему мы все чаще подходим к выбору презента прагматично.
Дарья Фоменко
Дарья Фоменко
Прагматизм в глазах дарящего: почему сентиментальные презенты больше не в моде?
Илья Свиридов

История подарка

Кажется, что и в прошлом идеи для подарков были зачастую вполне прикладными. Вспомнить хотя бы времена Советского Союза с электробритвами, чайными сервизами, пластинками и галстуками. Возможно, прозвучит парадоксально, но на самом деле все эти презенты были скорее сентиментальными, чем рациональными. В СССР ассортимент товаров был небольшим, поэтому людям хотелось порадовать друг друга чем-то импортным, изысканным, эксклюзивным. При этом дарителей не всегда интересовала утилитарность подарков.

В 1990-х годах ситуация изменилась. Прежде дефицитные или даже запрещенные атрибуты повседневной жизни буквально хлынули на отечественный рынок из-за рубежа. Родственники, друзья и коллеги начали обмениваться магнитолами, мыльницами, пейджерами и электронными часами. Современному россиянину эти презенты опять-таки кажутся прагматичными, но и они несли глубокий смысл, воплощая мечту, которая долгое время оставалась несбыточной.

Прошли десятилетия, и наступило время пресыщения. Почти все наши капризы были исполнены, а разнообразные предметы гардероба и декора испробованы. Вазы, сервизы и непрактичные украшения превратились в пылесборники, от которых мы стремимся быстрее избавиться. Теперь волей-неволей приходится задумываться прежде всего о пользе подарка.

В этот момент сами собой перед глазами всплывают умные пылесосы и многофункциональные фены — надежные, эффективные, упрощающие быт и вместе с тем еще способные удивлять искушенных потребителей своей технологичностью и новизной. Кажется, в этих устройствах собраны все составляющие идеального современного подарка. Причем подарка универсального: гаджеты для ухода за волосами и уборки по дому сейчас одинаково востребованы среди россиян обоих полов, отмечает PR-директор бренда Dreame по России и СНГ Юлия Шадрина. Гендер влияет только на выбор категории техники. К примеру, мужчины предпочитают роботы-пылесосы, а вот женщины — вертикальные пылесосы со швабрами и щетками, которые практически самостоятельно моют полы, чистятся и сушатся. До 10 марта Dreame предлагает приобрести гаджеты по специальной цене — со скидками от 5 до 18%.

Вообще, подарки — это своеобразное отражение эпохи. Презенты могут многое сказать о стиле жизни, привычках, стремлениях и страхах общества, отмечает гештальт-терапевт, эксперт сервиса психотерапии zigmund.online Елена Филатова: «В СССР традиции дарения формировались под влиянием товарного дефицита. "Достать" особенную вещь было способом показать близким, что они вам дороги. В 2000-е роскошные презенты стали символом успеха. Сегодняшний прагматизм — ответ на избыток предложения и попытка рационально тратить деньги в условиях всеобщей неопределенности». Но, разумеется, в мировых масштабах тренд на прагматизм начал формироваться не сегодня и даже не десять лет назад, а еще в середине прошлого столетия.

Илья Свиридов

Осознанное потребление, вишлисты и быстрый дофамин

На современное отношение к подаркам прежде всего повлиял феномен разумного потребления. Он возник в 1960–1970-х годах, но окончательно захватил умы уже в наше время. Началось все с исследований различных ученых, которые пришли к выводу, что потенциал экономического развития не бесконечен в условиях ограниченности природных ресурсов. Вслед за этим человечество озаботилось вопросами экологии, а потребители задумались о том, как продлить жизнь привычным вещам, чтобы не допустить бесконтрольного роста их производства. Наконец, различные общественно-политические потрясения, кризисы и шок на стыке тысячелетий подтолкнули людей к выбору более экономной и рациональной модели поведения.

В итоге к подаркам мы стали относиться менее эмоционально, задумываясь прежде всего о том, насколько долго та или иная вещь прослужит нам и насколько полезной она окажется. Эргономичная техника для дома или ухода за собой, курсы психотерапии или изучения иностранных языков, абонемент на йогу или массаж — все это набрало популярность и затмило прежде востребованные символичные презенты.

Сам процесс выбора подарков тоже стал менее романтичным. Раньше мы черпали вдохновение из случайных разговоров с друзьями и родственниками, изобретали замысловатые схемы, чтобы узнать об их предпочтениях, и анализировали любые, даже мимолетные прихоти. Теперь же наступила эра вишлистов. Появилось огромное количество сайтов-конструкторов для составления списков желаний, а бесхитростная просьба «Скинь вишлист» уже не звучит дико и не демонстрирует безразличие. Наоборот, это жест, символизирующий осознанность, стремление напомнить о себе теми вещами, которые гарантированно будут оказываться в руках близких и приносить им пользу каждый день. «Если раньше сентиментальные подарки воспринимались как воплощение любви, то сегодня получатели все чаще ценят практичность и функциональность. Люди начинают понимать, что прагматичный подход к выбору презента — это альтернативный способ проявления заботы. Такие подарки показывают, что даритель действительно думает о самых важных потребностях близкого человека», — отмечает заместитель декана философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС Сергей Дубровский.

Как следствие, новой нормой стал отказ от креативных сувениров и ужинов в дорогих ресторанах в пользу современной бытовой техники. Ничего удивительного в этом нет, ведь, к примеру, функциональный робот-пылесос не только поможет поддерживать безупречную чистоту в доме, но и позволит освободить время для встреч, продуманного (а не спонтанного, как раньше) шопинга и увлечений.

С этой задачей справляется флагманская модель Dreame X40 Ultra Complete.

Устройство оборудовано инновационной системой всасывания Vomax, мощности которой достаточно для устранения любых типов загрязнений — от мельчайшей пыли и волос до более крупного мусора. А оптимизированная конструкция воздуховода предотвращает засорение труб и фильтров. 

Швабры робота-пылесоса выдвигаются на расстояние до 4 см и поддерживают 32 уровня влажности, которые можно выбрать в приложении. Вместе с выдвижными и подъемными боковыми щетками они очищают любые поверхности, удаляют грязь из самых труднодоступных мест и подстраиваются под разнообразные сценарии уборки.

Улучшенная RGB-камера пылесоса эффективно распознает пятна, а cистема 3D-cканирования помогает создавать масштабные четырехуровневые карты помещений, объезжать свыше 100 типов предметов и планировать оптимальные маршруты. Но самое главное, гаджет полностью автономен благодаря базовой станции с технологией «семь в одном». Она самостоятельно очищает поддоны и швабры, сушит их, опустошает мусоросборник, а также заправляет устройство водой и моющим средством для влажной уборки.

Илья Свиридов

Культура анпакингов и тщательного изучения отзывов

Развитие массовых коммуникаций, интернета и соцсетей тоже повлияло на традиции дарения. Теперь нам доступно больше информации о товарах, которые мы хотим преподнести близким. Можно забыть о временах, когда приходилось ориентироваться только на рекомендации знакомых или рассказы консультантов в магазине.

Сейчас мы изучаем отзывы, читаем обзоры техноблогеров, смотрим анпакинги и более четко понимаем, что именно пригодится в хозяйстве и какие характеристики товара представляют для нас наибольшую ценность. Учитывая все это, новые пункты в вишлист мы, разумеется, добавляем не спонтанно или стихийно. Как правило, это скрупулезно выверенный список, в котором остается место только для всего самого необходимого.

К примеру, каждая девушка, вероятно, уже включила туда инновационный и многофункциональный гаджет для волос, который поможет быстро создать неповторимый образ и сэкономить драгоценные минуты перед зеркалом. Подсказываем идею: фен Hair Miracle от Dreame. Его мотор с частотой вращения 130 тыс. оборотов в минуту разгоняет воздушный поток до скорости 70 м/с. Он моментально достигает корней, испаряет влагу и высушивает волосы длиной до плеч всего за три минуты. 

При этом устройство оснащено интеллектуальным контролем температуры, защищающим от повреждений, а также технологией ионизации, которая нейтрализует статическое электричество, закрывает кутикулы и удерживает влагу, сохраняя гладкость волос. 

В комплекте с феном идет пять насадок, среди которых диффузор и концентраторы для разглаживания и стайлинга. Но самая необычная — насадка с ароматической капсулой, содержащей семь натуральных экстрактов. Их молекулы равномерно распределяются по волосам, обеспечивая им питание, увлажнение и восстанавливая защитный барьер кожи головы.

Элегантный дизайн, эргономичная форма, кожаная ручка, гальваническое покрытие — все эти детали делают Hair Miracle подходящим вариантом для тех, кто ценит качество и стиль.

Илья Свиридов

Пандемия

После того как мы вынуждены были провести долгие месяцы в режиме самоизоляции, снова вспыхнул тренд на сентиментальные сюрпризы. Мы старались дарить близким впечатления, которых были лишены в периоды локдаунов. Накопились лишние средства, хотелось радовать друзей и родных даже какими-то бессмысленными мелочами. Но история, как известно, циклична, и за периодом бурного потребления последовало охлаждение и возвращение к более рациональному подходу. Эту тенденцию подстегнула и экономическая нестабильность, которая еще больше заставила нас думать о пользе подарков.

Особую ценность обрели презенты, которые позволяют заботиться о себе. «Пандемия заставила нас пересмотреть ценности: люди осознали, что важнее собственного здоровья и безопасности нет ничего. Вместо бессмысленных сувениров, которые пылятся на полке или скучают в шкафу, мы начали дарить друг другу то, что принесет пользу организму: умные термометры, фитнес-браслеты, эргономичные подушки», — рассказывает гештальт-терапевт, эксперт сервиса психотерапии zigmund.online Елена Филатова.

Важная часть заботы о здоровье — поддержание чистоты в доме. К счастью, современные пылесосы помогают нам избавляться не только от грязи, но и от вредных бактерий. Например, Dreame Z40 Station благодаря системе фильтрации HEPA H14 улавливает мельчайшие частицы, пыльцу и вирусы, предотвращая их распространение в домашнем микроклимате. Мощности гаджета достаточно для всасывания разного типа мусора, а щетки с разбрызгивателем и подсветкой удаляют даже въевшуюся грязь и справляются с уборкой в ограниченном пространстве. Кроме того, пылесос оснащен многофункциональной насадкой для ухода за питомцами. Она расчесывает шерсть животных и удаляет выпавшие волоски. 

Важно, что пылесборник устройства при этом не нужно очищать. После подключения к базовой станции одним нажатием весь собранный мусор можно переместить в трехлитровый герметичный мешок. А при активации антибактериального ультрарежима содержимое может храниться в пакете до 100 дней.

Илья Свиридов

Новая реальность

Кажется, в ближайшие годы тренд на прагматичность точно не пойдет на спад. Пользователи соцсетей объявляют No buy year и отказываются от спонтанных покупок, а друзья и возлюбленные перед праздниками ломают голову, что же такого преподнести, чтобы подарок точно не разочаровал и продемонстрировал осознанность. В прошлом году, например, аналитики то и дело сообщали о росте спроса на электронику, что вполне закономерно, считает Сергей Дубровский: «Техника занимает одно из лидирующих мест среди подарков. Смартфоны, умные часы, бытовая гаджеты. Особенно популярны такие подарки среди молодежи и людей среднего возраста, которые ценят инновации и удобство. Покупка устройств воспринимается как инвестиция в комфорт и качество жизни».

Этот тезис подтверждается статистикой. Например, продажи техники Dreame в 2024-м год к году выросли на 59% и продолжают расти, в том числе в период гендерных праздников. Особенно востребованы гаджеты для уборки по дому. Бренд занимает первое место в категории как роботов-пылесосов, так и вертикальных моющих пылесосов, отмечает PR-директор бренда Dreame по России и СНГ Юлия Шадрина.

Социологи и психологи сходятся во мнении, что современный человек воспринимает технику как полноценного компаньона, который скрашивает будни и помогает легче и быстрее справляться с рутиной. Например, пылесос Dreame H14 Dual точно позволит забыть о бесконечных часах уборки. Устройство совмещает в себе две функции — мойку пола и сухую чистку. Благодаря множеству насадок оно устраняет загрязнения с любых типов поверхности — от ковров с различной длиной ворса до клавиатуры и салона автомобиля. Кроме того, щетки пылесоса самостоятельно просушиваются в течение всего пяти минут. 

Среди других плюсов — маневренность гаджета и его многозадачность. Технология ионизации защищает пол от распространения бактерий, а интеллектуальные системы контролируют мощность всасывания и подачу моющих средств. Успеть купить H14 Dual по специальной цене можно до 10 марта.

Тем временем тренд на прагматичность меняет не только наше мировоззрение, но и маркетинговые стратегии бизнеса. «Сейчас недостаточно просто оказывать знаки внимания или покупать подарки ради подарка. Сентиментальность становится пошлостью. Бренды вполне могут адаптироваться к новой реальности и придумать хорошие предложения для того, чтобы люди могли выбрать интересные, неожиданные решения», — полагает основатель бренд-бюро Sixth Sense Андрей Сагин. Теперь компании акцентируют внимание не столько на инновациях и дизайне, сколько на простоте и функциональности продуктов. В топе вещи, которые сопровождают человека по жизни, но не отвлекают его, решают повседневные задачи, а не создают новые.

Реклама. DREAME TRADING (TIANJIN) CO.,LTD