Правильный вояж: Самара глазами художника Андрея Сяйлева

В рубрике «Правильный вояж» мы путешествуем по регионам России с местными жителями. Художник Андрей Сяйлев, которого представляет московская галерея Елены Паршиной и Надежды Аванесовой PA Gallery, хорошо знаком московской арт-публике во многом благодаря тонкой работе с природой и оставленными артефактами — эти темы он черпает в том числе в закоулках родной Самары. Специально для «Правил жизни» художник составил нетуристический гид, позволяющий взглянуть на поволжский город по-новому.
Правильный вояж: Самара глазами художника Андрея Сяйлева
«Правила жизни»

Дрейф по дворам Старого города

Мой гид по Самаре — это не совсем маршрут, а скорее дрейф: никогда не знаешь, что еще нового сможешь обнаружить. Рабочий метод, если хочется переоткрыть для себя город, в котором живешь, — практикую такое, когда иду из дома в мастерскую.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самара — исторически портовый купеческий город с богатыми внутренними и внешнеэкономическими связями. Этот фактор способствовал культурным напластованиям, которые до сих пор хранят дворы и дома Старого города. Так, гуляя по старым районам, можно встретить частный фахверковый особняк XIX века, владелец которого имел торговые связи Баварией, а по соседству обнаружить католический костел, лютеранскую кирху и синагогу.

В период Второй мировой войны Самара какое-то время служила «запасной столицей»: сюда эвакуировалось большое количество работников посольств и госслужащих с семьями, которых размещали в особняках в центре города. С собой они привозили предметы быта — этот материальный след остался в жизни Самары, некоторые вещи до сих пор можно встретить в музеях и на блошиных рынках.

Вместе с ними в Самару эвакуировали и заводы, которые выгружались на окраинах и тут же разворачивали свои производства. Это способствовало развитию не вглубь, а вширь, сохранив культурные наслоения Старого города, да и сам уклад в целом. До сих пор самарские дворы хранят в себе, как капсулы времени, уникальный симбиоз соседского общежития, и не всегда это симбиоз внутривидовой: люди тесно соседствуют во дворах с растениями, деревьями, птицами, кошками (Самара — это кошачья столица). Дрейфуя по районам, заходя из двора во двор, вы каждый раз открываете для себя уникальные сбалансированные пространства.

Личный архив
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, в одном из дворов на улице Галактионовской живет пожилая пара — муж и жена работают дворниками. Первое, что в их дворе бросается в глаза, — это тотальная инсталляция в стиле «русское бедное» или «ЖЭК-арт». Владелица всего этого богатства Наталья очень гостеприимна и с радостью расскажет вам о первопричинах своего искусства.

А однажды я познакомился с дедушкой, который строил большую, многоместную лодку. На мой вопрос «Зачем?» он ответил, что будет возить летом всю семью за Волгу на острова отдыхать. Дедушки уже нет, а лодка все еще стоит в одном из дворов на улице Молодогвардейской, 118.

В целом если пытаться выстроить параллели с мировым контекстом — самарские дворы напоминают венецианские.

«Волжский гедонизм»

Исключительная особенность города и горожан скорее традиция, нежели архитектура. Эту традицию можно охарактеризовать фразой «волжский гедонизм» — по крайней мере, многие местные сами ее так определяют. Самара находится на берегу среднего течения реки Волги: река выступает естественным пределом. Хотя территория за Волгой номинально тоже часть города, на деле правый берег — антагонист левого: город оказывается противопоставлен природе, что отражается и в укладе жизни.

Пойменные острова, Жигулевские горы и леса (это, кстати, территория заповедника) привлекают горожан и гостей города, которые совершают туда паломничества в любое время года. Зимой это коллективные прогулки через замерзшую реку, летом острова напротив города оживают. С мая по сентябрь они наполняются «летними жителями»: они переезжают из города в самовозведенные за многие десятилетия номадические городки из вторичных материалов. Это удивительное зрелище — целые города, созданные без участия архитекторов. Если смотреть со стороны, можно подумать, что это маргинальная окраина, но на самом деле там обитают вполне благополучные горожане, которые оставляют вечером свои иномарки на парковках города и уезжают в Заволгу встречать закаты и друзей, а с утра возвращаются на работу в офис.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Личный архив
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так что если вы приедете в Самару в теплый сезон, то непременно идите на речной вокзал, садитесь в «омик» (речной трамвайчик) и езжайте за Волгу, на остров Проран или в Рождествено. В первый вечер спускайтесь на набережную встречать самарский закат. Вы можете застать потрясающее зрелище, когда солнце пронизывает насквозь боковым светом улицы, идущие вниз к реке. В Самаре даже есть целый фестиваль, посвященный времяпрепровождению горожан на берегу реки, — фестиваль набережных «ВолгаФест». Туда обязательно нужно попасть, если вы планируете ехать в Самару в начале лета.

Обязательно к посещению

Непременно нужно сходить в Самарский филиал Третьяковской галереи, который расположен в здании фабрики-кухни. Это памятник конструктивистской архитектуры в форме серпа и молота, который спроектировала первый советский архитектор-женщина Екатерина Максимова. Третьяковка в Самаре — плод работы самарской команды, они же костяк штата филиала сейчас. Когда я туда прихожу, всегда ощущаю, будто пришел в «штаб-квартиру» нашей арт-тусовки, самарского сообщества культуртрегеров, кураторов, искусствоведов. И это не просто выставочное пространство — в нем сконцентрированы мастерские и помещения для резиденций. Место, где создается культура. А еще в магазине при галерее отличное собрание локального мерча и тиражного искусства от самарских авторов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обычно «заезжие» первым делом хотят пойти на «Дно» — так в народе называется Жигулевский пивзавод и его окрестности. Подтверждаю этот стереотип. История здания завода и самарская традиция пивоварения уходят корнями в середину XIX века, когда австрийский купец первой гильдии Альфред фон Вакано приехал в город и организовал тут производство пива. Оно в Самаре, кстати, действительно достойное. Рекомендую записаться на экскурсию по цехам завода.

Личный архив

Локальная гастрономия

В продолжение «пивной темы» хочется добавить, что фон Вакано открыл не только пивзавод, но и кухмистерскую, которая работает с XIX века. Сохранившееся здание было отреставрировано и сейчас функционирует по назначению. Там очень достойная локальная кухня, которую ставил повар московского ресторана с мишленовскими звездами, приятный интерьер и демократичные цены.

А еще рекомендую пройтись по аутентичным самарским барам, которые расположились в периметре нескольких кварталов Старого города, заодно ночную Самару посмотрите. Конечно же, их кухня и винно-пивная карта крепко стоит на родной земле: везде есть жигулевское пиво, а в теплое время года оживают дворы с «летниками» — так в городе называют открытые веранды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот основные точки на этом маршруте:

  • турбаза «Ветерок»;
  • рюмочная «Боря»;
  • «Вечно молодой»;
  • «Проливошная»;
  • «Станкозавод»;
  • «Рюмочка».
Личный архив

Стоит также посетить ремесленную пекарню «Белотурка» (белотурка — это сорт муки, которую производили в Самаре) на пересечении прогулочной улицы Ленинградской (местный Арбат) и улицы Куйбышева. Тут готовят несколько видов хлеба и локальной выпечки, известной еще с XIX века. Кофе тут тоже хороший. Кстати, Самару наряду с Нижним Новгородом раньше называли хлебной столицей, так как она служила хабом для хранения и логистики зерна по всей России.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самара неочевидная

В здании на улице Ленинградской, 77 (это местный Арбат), расположен кластер с одноименным названием «Дом 77» — это четыре этажа мастерских, студий и тематических магазинов от локальных авторов. Здание построено в начале ХХ века, раньше тут был доходный дом, в советское время коммунальные квартиры делили это место с военной тюрьмой и заводом по ремонту часов. Несколько лет назад команда энтузиастов заключила с собственниками квартир договоры аренды и начала вполне удачно обживать это место. Здесь находится и моя студия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В старом городе в начале улицы Молодогвардейской есть неочевидное место силы, в народе — дом Вершинина. Его хозяин Слава Вершинин купил лет 20 назад «руину», которую со временем восстановил, живет там с семьей, продолжая горизонтальную джентрификацию на соседние дворы и дома. Сейчас это место выглядит как психоделическое подворье, где можно гулять, блуждая из одного дворика в другой, открывая для себя новые фрагменты реальности. Слава тонко чувствует ДНК места, сохраняя и усиливая проявление «самарского двора». Он очень гостеприимный, и к нему вполне можно прийти в гости просто так, взамен получить кучу интересных историй про город и вкусный чай со сладостями.

Личный архив