Выход в open space: как разные поколения выбирают для себя идеальное рабочее пространство
Люди Икс. Обитатели современных офисов
HR-специалисты скептически относятся к поколенческой теории, но признают, что найти общие черты у представителей одного поколения действительно можно. Людей Х аналитики рынка труда считают самыми самостоятельными и независимыми. Они наиболее прагматичны в работе и способны быстро адаптироваться к любым изменениям. «Заставить отказаться от оффера таких кандидатов может неудобное расположение бизнес-центра, скучные задачи, лишняя бюрократия. Представители этого поколения ценят комфорт и наличие личного пространства, поэтому требования к офису у них такие: приватные зоны, удобная планировка, современный дизайн и хорошая техническая оснащенность», — отмечает управляющий партнер «Лаборатории карьеры» Алены Владимирской Анна Алфимова.
Общей чертой миллениалов и зумеров специалисты называют неготовность работать на одну и ту же компанию без перемен и роста долгие годы. «Престижная работа и карьерный рост через тернии к звездам их мало мотивируют. Они предпочитают гибкий график и прогнозируемое быстрое вознаграждение за проделанную работу», — говорит партнер Kontakt InterSearch Russia Анастасия Стасева. — «Поколение Y сложно замотивировать ответственностью. В приоритете у таких сотрудников возможность обучения и личной самореализации». «Чем меньше будет однотипных и монотонных задач и скучных визуальных образов (стандартизированные офисы, дресс-код и т. д.), тем комфортнее будет миллениалам на работе», — добавляет Анна Алфимова.
Зумеров HR-специалисты склонны называть самым свободолюбивым и непостоянным поколением. Им свойственно работать сразу с несколькими проектами и компаниями. А классический режим работы, график 5/2 и отсутствие «удаленки» и вовсе могут стать причиной увольнения таких кадров. «Зумеры ориентируются больше на быструю выгоду и спокойно относятся к частым сменам проектов. Они сильно ориентированы на персональный комфорт и не готовы работать исключительно в офлайн-формате, поскольку зарабатывали с помощью одного только телефона еще до того, как разместили первое резюме. Привлекать соискателей из поколения Z стоит в первую очередь гибридным или полностью удаленным режимом работы, возможностью непринужденно проводить время, не отрываясь от решения важных задач», — отмечает Анна Алфимова.
Делу — время и место. Как выглядит офис мечты?
Любую теорию, как известно, лучше проверить на практике. Мы решили спросить представителей разных поколений, как они относятся к офисной жизни: на что обращают внимание при знакомстве с рабочим пространством и как выглядят их мечты.
Офис нового поколения
Создание рабочих пространств, в которых можно провести весь день и чувствовать себя как дома, — это глобальный тренд. Спортивные залы, коворкинги, площадки для корпоративных мероприятий, большое количество зон с разными видами питания, капсулы для сна, комнаты тишины, террасы — вся эта инфраструктура заполняет современные бизнес-центры, помогает повысить продуктивность сотрудников и мотивирует их отказываться от удаленной работы.
Тренд на open space добрался и до России. Первым на него среагировал крупный бизнес. Современное рабочее пространство зачастую становится конкурентным преимуществом на фоне дефицита кадров, добавляет эксперт по недвижимости Мария Зимина. «Компании стремятся выстроить среду, которая поддерживает вовлеченность сотрудников, обращая внимание не только на обращая внимание не только на функциональность, но и создавая условия для вдохновения и продуктивной работы, — отмечает она. — Так что с уверенностью можно сказать, что сейчас тренд задают именно такие модные офисы. Работодатели стремятся привлечь рабочим местом и удержать сотрудников, особенно в условиях конкуренции за таланты».
Где найти такой офис?
Подобрать офис, отвечающий современным требованиям, довольно трудно. В Москве, по оценке NF Group, показатель вакантности в бизнес-центрах класса А составляет 6,4%.
«Мы видим локализованный дефицит качественных офисов. Например, спрос на офисы класса А в центральных районах Москвы, особенно в зданиях с современной инфраструктурой и близким расположением к метро, значительно превышает предложение. Кроме того, текущий фонд офисной недвижимости Москвы не всегда способен удовлетворить запросы. Многие здания, особенно построенные десятки лет назад, не предусматривают возможность значительных перепланировок или добавления инфраструктурных элементов», — говорит Мария Зимина.
Поиск офиса в Москве сейчас может занять несколько месяцев. Компаниям зачастую приходится ждать, пока освободятся подходящие объекты. На какие критерии стоит обратить внимание при выборе рабочего пространства для компании?
Современные объекты постепенно выходят на рынок, но пока их количество несопоставимо со спросом. Например, к 2026 году планируется возвести бизнес-центр Level work Воронцовская на юго-западе Москвы. Он расположен в минуте ходьбы от станции БКЛ и недалеко от ТТК. Особенность проекта — большой выбор планировочных решений. Инфраструктура Level work закроет потребности любого поколения: на первых этажах здания разместятся фуд-холл, рестораны, торговая галерея, фитнес-клуб, медицинский центр и коворкинг. Также будет подземный технологичный паркинг.
Инвестиционная привлекательность офисных объектов
Современные бизнес-центры остаются привлекательным активом для инвесторов. Часть из них приобретает офисы для сдачи в аренду или перепродажи после завершения строительства. «Частные инвесторы в первую очередь обращают внимание на офисы площадью 50–200 кв. м в современных бизнес-центрах класса А. Немаловажна и развитая инфраструктура: удобный паркинг, конференц-залы, места для питания», — говорит член совета директоров Simple Estate Артем Цогоев. По его оценке, такие объекты показывают доходность около 8–12% годовых. В то же время арендные ставки в бизнес-центрах обычно индексируются на 5–7% в год, а средний срок договоров составляет три-пять лет.
Приобретение коммерческой недвижимости может быть привлекательным и для компаний, которые пока не планируют переезд. Вот что говорит Александра Захарова: «Покупка на этапе строительства позволяет сэкономить средства, поскольку стоимость объектов в этот период меньше, чем после завершения работ. К моменту ввода бизнес-центров в эксплуатацию цена может вырасти на 30–50%».
Реклама. ООО СЗ «Вектор движения»