Жизнь с роботом: как выбирают технику люди разных поколений
В совместном спецпроекте с сетью магазинов техники и электроники «Технопарк» в честь их Дня рождения мы провели исследование и выяснили, как выбирают технику зумеры, миллениалы и иксеры.
Разница поколений
Давно доказано, что привычки, мировоззрение и поведенческие черты разных поколений могут сильно различаться. Современные дети не только обладают супернавыками, но и психологически не похожи на своих родителей. Но подобная проблема вечна: отцы и дети всю историю человечества были различны. Это породило немало семейных драм, конфликтов, произведений искусства и даже научных достижений. Например, в психологии и социологии. Одна из самых популярных тем о возрасте — «Теория поколений», сформулированная Карлом Мангеймом в 1928 году. Это исследовательский подход, описывающий причины появления различий в поколениях, почему и как они меняются. К середине ХХ века это уже была основная научная теория, по которой работали ученые.
Естественно, поколения различаются из-за окружающих их событий — политических, экономических и, что особенно важно, технологических. Сегодня гаджеты определяют качество жизни человека. Модные средства связи, сверхбыстрые рабочие компьютеры, удобная бытовая техника, медицинские принадлежности — они присутствуют в любой сфере жизни практически каждого. Поэтому различные поколения пользуются устройствами (а также покупают их и даже ухаживают за ними) по-разному — в зависимости от их системы ценностей.
Про зумеров, миллениалов и иксеров говорят очень часто, но все же сверимся. Это три последних (если не считать детей 2010-х) поколения, которые формируют и изменяют современное общество. Самые взрослые — иксеры, поколение Х, родившееся примерно с 1960 по 1982 год. Они пережили значительные изменения и научились к ним быстро адаптироваться. «Иксеры известны своей независимостью, так как выросли в условиях экономической нестабильности, что сформировало их склонность к самостоятельности. Хотя поколение X не росло с цифровыми технологиями, оно смогло адаптироваться к новым технологиям, хотя и не без усилий», — рассказывает Кристина Иваненко, кандидат психологических наук и доцент факультета психологии Института общественных наук РАНХиГС при президенте РФ.
Далее — миллениалы, поколение Y, родившееся примерно с 1982 по 2000 год. Они стали свидетелями перехода от бумажной эпохи к цифровой, но взяли в руки телефон уже в осознанном возрасте, и некоторые даже помнят номер домашнего подружки из первого класса. Игреки быстро освоили технологии и используют их не только для работы, но и для путешествий и досуга. Миллениалы ценят гибкость фриланса и возможности удаленки. Стремятся к гармонии между работой и личной жизнью, но никак ее не могут достичь.
Зато зумеры, родившиеся примерно с 2000 по 2010 год, — дети цифровизации. Первое поколение, выросшее со смартфонами и планшетами в руках и воспринимающее цифровую среду как часть своей вселенной. «Мир поколения Z — это мир постоянного доступа к информации, мгновенных возможностей и глобальной связи. Зумеры привязаны к цифровым технологиям, активно используют социальные сети (это буквально их родная среда обитания), они открыты к новым идеям и трендам», — объясняет Кристина Иваненко.
Дети технологий
Итак, зумеры действительно не представляют жизнь без телефонов, компьютеров и выхода в интернет из любой точки мира. И это не обесценивающий стереотип, а факт их взросления. Первые лэптоп и телефон появились в 1983 году, первый представитель поколения Z — в 2000-м. То есть через 17 лет после создания гаджетов, устроивших настоящий революционный переворот в мире технологий. К началу XXI века уже вовсю пользовались модными раскладушками, играли в приставки, работали на мощных (для того времени) ноутбуках. Зумеры выросли на мультфильмах, аудиокнигах, в школе они учились у электронных досок, а в университете лишь редкие представители отправлялись в настоящую (а не электронную) библиотеку, чтобы написать реферат.
Зумеры выросли людьми, ценящими комфорт и личные границы. Поэтому при выборе гаджетов они нацелены на поиск максимально удовлетворяющего их потребности устройства. И зачастую лично для них (а не для их рабочих задач) главное не качество съемки или продолжительность заряда, а внешний вид и рекомендации в социальных сетях. Так, зумеры покупают технику, ассоциирующуюся с временами их детства. Хештег #digitalcamera набрал более 1 млрд просмотров в TikTok после того, как мыльницы стали популярными из-за желания поколения Z придать своим фотографиям более непринужденный, ностальгический тон.
Гаджеты для поколения Z — способ самовыразиться. Молодые люди покупают раскладушки, старые фотокамеры, плееры с проводными наушниками не потому, что у них недостаточно средств, а потому, что это часть их образа. При этом не забывают про новинки и интересные технологичные решения, которые облегчают жизнь. Потому у зумера может быть новейший компьютер, но вместе с этим пленочный фотоаппарат, найденный у бабушки.
И все же для поколения Z комфорт на первом месте. Если есть возможность с помощью гаджетов помочь себе, никакая ретро-техника не будет нужна. Для выбора и покупки новинок молодые люди обычно выбирают самые удобные платформы, где большой выбор техники и круглосуточная поддержка. Например, онлайн-магазин «Технопарк». Здесь можно выбрать гаджеты для любых задач — от косметических устройств до системы домашнего кинотеатра. К тому же на сайте покупку можно оплатить «частями» или накопительными бонусами. А получить технику можно либо с помощью бесплатной доставки, либо в любой удобной точке самовывоза.
Поколение игреков
Миллениалы — поколение, которое иногда в зарубежной теории называют digital natives («цифровые аборигены»). Такое прозвище появилось из-за того, что они выросли в период технологического процесса в области информационных и коммуникационных технологий. Грубо говоря, настоящие аборигены в мире цифровизации (более старшие поколения, видимо, совсем не учитываются в этой теории). Зато благодаря взрослению параллельно с развитием технологий миллениалы стали наиболее лояльной аудиторией. Те же зумеры не так позитивно воспринимают новинки, как поколение Y, которое пользуется нововведениями даже в сфере транспорта — каршерингом, райдхейлингом и микромобильностью.
И все же люди за 30 относятся к гаджетам более спокойно: они могут представить существование вне интернета, их жизнь не завязана на постоянном контакте с цифровыми устройствами. Для них покупка техники — осознанное решение, которое нельзя принять одномоментно. Часто представители поколения Y читают отзывы на устройства, отсеивают ненужное, долго сравнивают различные характеристики. «Миллениалов определенно можно отнести к технологичному поколению, но их техника — скорее инструмент для обогащения жизни и рабочего опыта. Они активно покупают устройства для автоматизации быта: смарт-колонки, фитнес-трекеры и ноутбуки, позволяющие работать из любой точки мира. Так что различные устройства для них не просто гаджеты, а средства для оптимизации времени и поиска гармонии в работе и личной жизни», — поясняет Кристина Иваненко.
Для миллениалов, конечно, важна репутация брендов и магазинов, где покупаются устройства. Это должна быть проверенная сеть с большим ассортиментом и опытными консультантами, с которыми можно обсудить все технологичные новинки. Например, у «Технопарка» более 40 точек по всей России, где часто обновляются предложения. В любом магазине можно купить как проверенный гаджет, так и инновационное устройство, только появившееся на рынке. Если же не хочется далеко ездить, поколение Y пойдет в тот же проверенный магазин, но в онлайн-формате.
Родившиеся без интернета
Существует стереотип: чем поколение старше, тем меньше оно пользуется технологиями. Но сказать такое об иксерах нельзя, ведь они используют современные гаджеты иногда активнее молодежи. Например, по данным исследовательского центра Pew Research Center, 55% представителей поколения X проводят время в планшетах, а вот миллениалов — 53%. В основном иксеры используют электронную почту и телефон для общения и досуга.
Иксеры родились без прогрессивных гаджетов, их детство прошло без телевизоров и приставок, лишь в молодости они стали активно взаимодействовать с современными устройствами. При этом «поколение Х успешно адаптировалось к технологическим изменениям, но многим из них пришлось переучиваться, чтобы не отставать от трендов. Иксеры более склонны к использованию технологий для работы и повседневной жизни, испытывая при этом некоторую ностальгию по прошлому», делится Кристина Иваненко. И все же ретро-стиль может быть менее популярным среди них, так как они стремятся использовать функции, которые ранее были недоступны.
Но привычки остаются привычками. Часто старшее поколение возвращается только к проверенным моделям и маркам, которые исправно служили не один год, либо предпочитает выбирать технику лично в магазине, общаясь с консультантами и получая возможность подержать устройство в руках. Так, в «Технопарке» представлены все известные марки, а также новые игроки рынка. Что особенно удобно, из магазина можно заказать доставку любого устройства до дома. А при покупке некоторых брендов доставка будет бесплатной. К тому же квалифицированные специалисты могут установить и настроить новую технику с гарантией один год.
Итак, для поколения X технологии — инструмент, который можно обуздать, но с легким недоверием, напоминающим «я справлюсь, если не сломаю». Для миллениалов — друзья, с которыми они общаются на «ты», иногда сильно идентифицируя себя с образом в цифровом пространстве. Для поколения Z — воздух: им не нужно специально учиться дышать, но без него задыхаешься. В этом году «Технопарку» исполняется 32 года, поэтому он на собственном опыте знает, как помочь подобрать лучший гаджет в любом возрасте. «Техника нового поколения — для всех поколений» — слоган дня рождения магазина. Для тех, кому интересна эта тема, магазин проводит конкурс. Чтобы в нем поучаствовать, надо ответить на вопрос «Какая она — техника вашего поколения?» и рассказать, с чем ассоциируются разные гаджеты. Лучшие рассказчики получат умные часы, наушники, смартфон и многое другое.
Реклама. ООО «ТЕХНОПАРК-Центр»