Из диджитального в реальное: как планшет может заменить художнику целую мастерскую

Цифровое искусство уверенно набирает обороты на мировой арт-сцене. И это не только метавселенные и NFT-коллекции, но и вполне осязаемые физические объекты, что художники сперва создают в диджитальном пространстве, а потом переносят на холсты или предметы. Мы поговорили с Глебом Солнцевым о преимуществах такого метода. И рассказываем, как современные гаджеты сегодня могут заменить художнику целую мастерскую.
Из диджитального в реальное: как планшет может заменить художнику целую мастерскую
Софья Фукс

Получив классическое художественное образование и пройдя более 15 лет академического рисования, Глеб Солнцев долго работал с масляной живописью на холстах, но десять лет назад начал использовать в своих творческих экспериментах технологии — начиная от цифровой живописи и заканчивая AR, VR и metaverse. Результат впечатляет: художник создал самый большой мурал в Европе с дополненной реальностью (аж в 12 этажей), представлял Россию на Dubai Expo 2020, один из первых продал NFT с дополненной реальностью и, кстати, нарисовал одну из самых продаваемых обложек Esquire. Причем многое из этого (если не все) он сотворил на планшете, который, похоже, сегодня может заменить художнику холст, краски и предложить даже больше. «Технологии, как и любой новый инструмент, расширяют диапазон тем и задач, которые может решить художник. Но самое важное, что теперь ваша мастерская может быть всегда с вами — в любой точке мира. Вам не нужно каждый раз монтировать громоздкую мастерскую, мольберт, свет и т. д. Достаточно открыть планшет — и вы уже можете создавать новое в два касания и выходить на арт-сцену, неважно, где вы находитесь в этот момент физически — в своей стране или за рубежом. Поэтому я часто создаю свои работы на планшете, а потом вывожу их на материальный носитель», — рассказывает Глеб Солнцев.

Творческий процесс всегда начинается с создания линейных эскизов и смысловой концепции. Так художник поступил и при работе над картиной «Касание» на планшете HUAWEI MatePad Pro 12,2» в приложении GoPaint: «Мне было важно передать ощущение касания, поэтому выбор "Руки" как основного элемента для меня стал решающим. Работа с планшетом интуитивна. Никаких сложностей с переходом на новую платформу у меня не возникло, так как графический интерфейс выполнен понятно. После линейного эскиза пришло время определить основные массы по элементам. Из хаоса в порядок через прикосновение — ключевое, что я хотел изобразить. После окончания работы я отправил файл на печать в типографию, где на специальном, восстановленном акриле при помощи UV-печати были созданы финальные объекты. Благодаря современным технологиям я могу вывести свою работу на любой носитель — будь то холст на подрамнике или кусок металла».

Глеб Солнцев

Вместо мольберта и красок digital-художники используют специальные кисти и текстуры. Кстати, приложение GoPaint Huawei, разработанное совместно с Китайской академией искусств, — поддерживает работу большого количества кистей с естественными эффектами, имитируя рисование тушью, акварелью, маслом или чернильные брызги. Кроме того, в приложении большой набор реалистичных текстур: можно «порисовать» на рисовой бумаге или добавить текстуры золотистого и серебристого шелка. А инновационный движок «Фантянь 2.0» позволяет использовать холсты в разрешении 8K, более 500 слоев в одной работе, а также обеспечивает высокую частоту кадров — 120 fps, благодаря чему все действия на экране отображаются плавно.

«Я люблю использовать микс digital- и натуральных текстур, — делится Глеб. — Новые технологии не повод отказываться от лампового флера натуральных текстур и инструментов. В современных планшетах можно легко сочетать все это. Если сравнить с другими программами, мне понравились сбалансированные настройки инструмента "Выделение". А еще функция "Влага" и возможности для работы со смешиванием и текучестью текстур, покрытие экрана и хороший отклик стилуса».

Архивы пресс-службы

«В большинстве моих работ я использую огромное количество деталей. Например, работа на планшете позволяет проработать их благодаря зуму. Также на нем возможно создавать бесконечное количество вариантов цветовых схем и сохранять работу на любом этапе. Я всегда могу вернуться на сто шагов назад и начать новую ветвь экспериментов, потом сравнить и выбрать лучший. В результате у меня получается точнее выразить свою мысль. Также в моих работах много скрытых смыслов, пасхальных яиц. Часто я их закладываю на заднем плане, очень мелко, чтобы зритель не сразу их мог найти. Например, все надписи в серии "Пластика Лихих" имеют двойные смыслы. А в работе "Тихий час" один из орнаментов является кормой имперского крейсера из "Звездных войн". Да и банально порой только графическая часть одного проекта занимает у меня месяцы, а то и годы. И вести такие детальные проекты без технологий очень тяжело — они значительно ускоряют и облегчают весь процесс».

Постепенно такой инструментарий становится «базой» для междисциплинарных и digital-художников. Отсюда возникает вопрос: возможно, в программу художественных вузов стоит уже на постоянной основе вводить навык работы на планшетах — так скажем, ставить руку не только на бумаге, но и на экране? Глеб Солнцев отвечает: «Обязательно! Не в качестве замены, но в качестве экспериментов и ускорения работы. К тому же не забываем про экологию: планшет позволяет значительно сократить использование бумаги и красок. Возможность экспериментировать, исправлять, изучать и срисовывать, не боясь ошибки, на мой взгляд, очень важна во время становления мастера. Нейронные сети, дополненная реальность, VR — это такие же инструменты, как и масляные краски с кисточками и гипс для скульптора. Мы живем в сильно ускорившемся мире, и если 20–30 лет назад достаточно было только программы вуза, то сейчас для того, чтобы быть актуальным или же просто выдерживать конкуренцию и решать актуальные задачи, нужно владеть передовыми технологиями, ведь они позволяют значительно расширить диапазон задач и интересантов».

Глеб Солнцев

И хотя пока в арт-сообществе нередко можно услышать дискуссии о том, что все сделанное с помощью машин не до конца можно считать искусством, в отличие от академических картин, рисунков, скульптур, где видна рука мастера, это вполне объяснимо. «На самом деле, мы только недавно вошли в цифровую эпоху, — замечает художник, — и людям сложно перестроиться и начать воспринимать новое. С самого детства нас приучили к холсту в раме и скульптуре на постаменте, хотя все это закончилось еще в начале прошлого века. Современный мир предлагает огромное количество устройств, и мы часто даже не успеваем следить за появлением новых инструментов. Но искусство новаторов предлагает новые грани восприятия и адаптации к технологиям через творческий язык вдохновения». И уже совсем скоро мы к этому привыкнем.