Нибелунги, стразы в кольчуге и огромные желуди: как создавались костюмы в сериале «Властелин колец: Кольца власти»

На экраны выходит второй сезон сериала по вселенной Толкина — истории о приходе Саурона к власти и создании легендарных колец. И хотя первый сезон вызвал неоднозначную реакцию поклонников саги, один аспект создателям, безусловно, удался на ура — облики персонажей в целом и их костюмы в частности. Рассказываем, как велась работа над ними.
Нибелунги, стразы в кольчуге и огромные желуди: как создавались костюмы в сериале «Властелин колец: Кольца власти»
Amazon Studios

В кинотрилогии «Властелин колец» образы эльфов, орков, хоббитов и других обитателей Средиземья стали для зрителей не просто первой полноценной визуализацией культовой книги, но и в целом ориентиром, как должны выглядеть герои вымышленной, но тщательно продуманной вселенной (исследователи творчества Толкина постоянно указывают на беспрецедентную проработку им мельчайших деталей). За костюмы и грим там отвечали Найла Диксон и Ричард Тейлор, и за работу они получили всего один «Оскар», но планка задачи была более чем высокая. «Кольцам власти» предстояло на нее равняться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Художницей по костюмам «Колец власти» стала Кейт Хоули, известная широкому зрителю по работам над фильмами «Багровый Пик» и «Хроники хищных городов». С Питером Джексоном она тоже уже сотрудничала, одевая персонажей «Милых костей». Но, возможно, одним из ключевых фактов ее биографии, благодаря которому ее позвали в сериал, стало новозеландское происхождение. «Ты не можешь вырасти в Новой Зеландии и не знать о трилогии», — шутила она о том, что эстетика «Властелина колец» впитывается тут кожей. В команде костюмеров и декораторов сериала были также Дэниэл Фэлконер и Мэтт Эпплтон — старший дизайнер и скульптор-супервизор компании по производству реквизита Wētā Workshop, которая работала над «Властелином колец» и «Хоббитом», создавала оружие и доспехи.

Amazon Studios

Хоули и ее команде предстояла непростая задача: с одной стороны, показать совсем другое время Средиземья (напомним, речь о так называемой Второй эпохе, событиях за тысячу лет до приключений Фродо), с другой — сохранить визуальную преемственность с полюбившимися зрителям фильмами. Не повторить, но вступить в диалог с кинотрилогией. Например, в мелочах Хоули старалась воспроизводить знакомые образы: «Сценаристы хотели, чтобы я добавила вещи, которые кажутся знакомыми для этого мира» — так появились украшения-звезды и золотые повязки крест-накрест у эльфийского короля Гиль-галада.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом, по мнению Хоули, зрители должны были с первых кадров понять, что речь идет о другой эпохе: «В мире "Властелина колец" магия угасает, и наступает время человека, а в этом мире все наоборот». Для этого художница вчитывалась в «Сильмариллион» и другие истории Толкина — по ее словам, совсем иные, чем трилогия. Обилие магии в Средиземье того времени нужно было отразить и в нарядах, более «волшебных», чем во «Властелине колец», и добиться этого она решила за счет сочетания тканей и обилия орнаментальной символики.

Amazon Studios

Интересный факт: Кейт Хоули создавала костюмы для труппы Королевского балета Новой Зеландии. Балетный бэкграунд помогал ей в том, чтобы делать экранные сцены более театральными, а еще продумывать, как костюмы поведут себя в движении, причем с точки зрения не только визуальной, но и звуковой. «Иногда шорох шелка так же важен, как стук обуви. Все зависит от того, помогает ли это режиссеру и вашим коллегам в воплощении задуманного», — сказала она о синем платье Галадриэль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вообще, работа над эльфийскими нарядами была особенно кропотливой. «Эльфы легкие. Мы сделали много версий плащей, использовали ткани, способствующие движению и создающие эффект прозрачности», — рассказала художница. Кроме текстуры, она с командой старалась сыграть еще и на преломлении света, из-за чего некоторые ткани вручную перекрашивали, чтобы добиться более деликатных переходов и создать эффект внутреннего свечения: «То, как Толкин описывает магию эльфов, в некотором роде похоже на иллюзию, так что все дело было в отражениях света». В этом был контраст с орками: на их костюмы шли подчеркнуто грубые, тяжелые ткани темных оттенков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Amazon Studios

Но эльфийские наряды — это не только струящиеся шелковые мантии. Эльфы тут воины, у них есть доспехи, притом мы помним, что дело происходит тысячелетием ранее, и даже мифрил еще не изобретен, то есть эльфийская броня должна отличаться от того, что зритель представляет себе после просмотра «Властелина колец». Команда костюмеров потратила полгода на создание кольчуг для 200 статистов из эльфийского воинства, а за прообраз взяли средневековых рыцарей и двор короля Артура. При этом в кольчуги вклеивали стразы, чтобы при движении они эффектнее сверкали. Другая ветвь эльфийского рода — лесная — носила кирасы с лицами друидских божеств, чтобы показать свою связь с природой и деревьями. Скульпторы лепили прототип из пластилина, с которого уже снимали форму для отливки.

У гномов в эпоху «Колец власти» был расцвет их подгорного царства, поэтому их наряды должны были получиться богатыми — в ход пошли кристаллы (команда костюмеров скупала их по всем магазинам товаров для рукоделия), позолота и скульптурные драпировки. Хоули не забыла добавить опаленные следы на гномьи вещи в тех случаях, когда они могли бы оказаться слишком близко к кузнице. Для их доспехов команда реквизиторов вдохновлялась древнегреческими статуями, некоторые элементы напрямую скопированы с эллинской брони. Но, наверно, главным источником вдохновения стали сказания о Нибелунгах и другие старые германские саги — отсюда орнаментальные элементы в костюмах гномов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Amazon Studios

Изначальный дизайн персонажей гномов предполагал, что актеры будут носить много громоздких накладок, чтобы изменить пропорции тела, но от этого пришлось отказаться: выходило дорого и долго в создании, а еще неудобно в ходе съемок, поэтому костюмерам пришлось повозиться, чтобы получить тот же эффект других телесных пропорций (речь все же о другой расе, отличной от людей) при помощи преимущественно одежды.

Что же до костюмов харфутов — кочевого народца, похожего на хоббитов, то тут привязки к «Властелину колец» не было, значит, их образ предстояло создавать с нуля. Харфуты почти всегда в путешествии и прячутся от любой опасности, так что их наряды должны быть приспособлены для такого образа жизни. Хоули вдохновлялась килтами шотландских горцев, чтобы сделать покрывала харфутов — те набрасывают их на голову и сливаются с пейзажем. Идеальный камуфляж! «Я решила, что они должны быть как зайцы или другие звери в природном ландшафте: пока они не двигаются, вы их не заметите», — рассказала художница.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Amazon Studios

Ткани специально окрашивали растительными красителями, чтобы добиться слияния с природной средой, а еще немалую роль играли украшения на голову из листьев и плодов. Тут, кстати, крылась еще одна хитрость: увеличенные в размере ягоды и желуди (их делали прямо в мастерской на съемочной площадке) должны были создать впечатление, что харфуты маленькие, меньше обычного человека и тем более гиганта-незнакомца, свалившегося с неба. Кстати, в отличие от хоббитов во «Властелине колец», которым делали мохнатые накладки на ноги, в сериале харфутам надевали целые носки-имитации высотой до колена, поскольку сцен с их босыми ногами было больше.

Еще один народ, чей образ нужно было создать заново, без опоры на визуал кинотрилогии, — нуменорцы. Хоули обратилась к рисункам Алана Ли, художника, который много иллюстрировал произведения Толкина, и почерпнула идеи из его изображения морского бога Ульмо — например, элементы доспехов мореплавателей, напоминающие рыбью чешую. Их, кстати, лепили вручную, а потом отливали с этих форм, чтобы сохранить эффект рукотворности. И конечно, снова не обошлось без обращения к мифологии — кроме греческой, в ход пошли и норвежские саги, поскольку там многое было завязано на море и корабли. В итоге цивилизация Нуменора действительно выглядит собирательным образом из преданий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Amazon Studios

Всего Хоули и ее команда создали более 2 тыс. костюмов. Некоторые к тому же пришлось многократно переделывать: так, платье Галадриэль в сцене с кораблекрушением получило 70 разных версий, чтобы добиться нужных эффектов при подводной съемке (а некоторые ткани выцветали из-за хлорки в съемочном бассейне). Чтобы упорядочить эту колоссальную работу, у костюмеров были таблицы по каждому народу Средиземья и отдельным персонажам — с цветовой палитрой, референсами, метафорами. Под эти мудборды даже выделили отдельную комнату на съемочной площадке, чтобы наглядно сопоставлять их и сложить в цельную картину мира.

Цельность картины была важна во всех смыслах. «Я обнаружила, что часто использую живописные полотна для вдохновения, потому что Толкин находился под сильным влиянием художников-прерафаэлитов, особенно сэра Эдварда Коли Берн-Джонса и Уильяма Морриса. И мы тоже относились к каждой сцене как к картине, объединяя такие элементы, как костюмы, прически и макияж, декорации и реквизит», — говорила Хоули. Художница получила несколько номинаций за свою работу — Премии Гильдии художников по костюмам, Премии Сетевой ассоциации кино и телевидения, «Эмми», — и пока что ни одной победы, но впереди как минимум один сезон. И посмотреть его стоит хотя бы ради визуальной составляющей.