Маски и краски: пятиминутный путеводитель по истории грима

Искусство грима появилось даже раньше первых театров. Для религиозных обрядов жрецы и шаманы меняли свою внешность с помощью красок, масок, птичьих перьев и шкур животных. С тех пор утекло много белил и туши, но, даже несмотря на развитие технологий дополненной реальности и спецэффектов, грим в театре и кино не теряет своей актуальности. К тому же именно этому искусству мы обязаны появлением пудры, помады, теней и других средств макияжа. Рассказываем самое важное.
Маски и краски: пятиминутный путеводитель по истории грима
AKG Images / Legion-Media

В античном театре грим не был нужен. Актеры долгое время носили маски. Так повелось с самого первого театрального представления в 534 году до нашей эры, когда древнегреческий драматург Феспид представил публике свою трагедию с использованием деревянной маски-шлема, которая закрывала все лицо. Античные маски делали с нарочито крупными чертами. Ведь тогдашние театры и по современным меркам были огромными — они вмещали до 15 тыс. человек. Даже с галерки зритель должен был распознать эмоцию: грусть, радость, зависть, злость. Играть лицом актеру было не нужно, все это изображалось с помощью масок. К тому же в античном театре даже женские роли исполняли мужчины, поэтому маска также отражала пол, возраст и социальное положение героя. Постепенно маски сменил толстый слой белил, поверх которого опять же очень ярко и утрированно рисовали все необходимое. Созданием и нанесением грима занимались специальные люди — косметы. Отсюда и привычное нам слово «косметика».

Wikimedia Commons

В японском театре маски использовали вплоть до XVII века. И только когда сформировались основы национального театра кабуки, появилась система грима под названием «кумадори». В переводе с японского это означает «нанесение полос на лицо». В японском гриме каждый штрих имеет символическое значение. Так, лица молодых и знатных героев покрывают слоем белой краски; если герой в возрасте или простолюдин, добавляют немного коричневого пигмента. Красные полосы в гриме кумадори означают силу, мужество, честность, синие — надменность, хитрость, жестокость или страх, а желтые — талант или принадлежность к императорскому двору. При этом грим актера может незаметно меняться даже по ходу спектакля.

Heritage Image Partnership / Legion-Media

В средневековом европейском театре грим оставался подчеркнуто ярким и неестественным, с элементами символизма. Скоморохи и участники мистерий полностью раскрашивали лица белилами, сажей, смолой и соком растений. Но все изменилось в эпоху Возрождения с развитием искусств. Грим становится более сложным, изобретательным и в то же время близким к реальности. Актеры отошли от неестественных штрихов и вычурных элементов. Грим помогал раскрывать характер персонажа, но не заявлял о нем в лоб.

AKG Images / Legion-Media

При этом многие средства, которые с древности использовались для театрального грима, были опасными для здоровья. В белилах содержался свинец, в румянах и пудре — киноварь, то есть сульфид ртути. Но об этом тогда мало кто задумывался. Собственно, такой же опасной косметикой пользовалась и аристократия, только все же в меньших количествах и не так регулярно, как актеры. А случаи отравления в театральной среде были нередкими. В XVIII веке обеспокоенный этой ситуацией немецкий врач Франц Май написал книгу-инструкцию по созданию безопасного грима. Он советовал предварительно наносить на кожу мазь на основе воска, а краски делать из растительных пигментов. Но, конечно, палитра была довольно скудной, сухой грим ложился пятнами и быстро осыпался.

Sueddeutsche Zeitung Photo / Legion-Media

Все изменилось в 70-е годы XIX века с изобретением вазелина и красок на его основе. Пользоваться ими было гораздо удобнее. Интересно, что история некоторых и ныне существующих косметических марок началась более ста лет назад именно с создания грима. А продукты, которые изначально предназначались актерам, стали прародителями привычных нам сегодня средств макияжа: тонального крема, помады, румян и даже туши для ресниц. Да-да, прообразом современной туши считается театральный краситель для усов, бороды, бровей и волос на основе вазелина и угольной пыли. Наследник небольшой парфюмерной компании Юджин Риммель доработал формулу этого продукта и впервые предложил использовать его не только на сцене, но и в обычной жизни. Интересный факт: в румынском, турецком и испанском языках любую тушь для ресниц до сих пор называют «риммель» — по фамилии создателя первого средства. А слово mascara (англ. «тушь») появилось в английском словаре только в 1890-х годах с пояснением — «разновидность краски, которую используют актеры для бровей и ресниц».

Примечательно, что вплоть до конца XIX — начала XX века актеры сами готовились к выступлению. Так, современники вспоминают, что великий Шаляпин в этом деле достиг совершенства: он придумывал и «рисовал» лицо каждого нового героя. В России должность штатного художника-гримера впервые появилась в Московском художественном театре Станиславского в начале XX века.

Но в эту эпоху история грима уже тесно связана не с театром, а с кино и его стремительным развитием. Крупные экранные планы требовали новых решений. Плотный грим, который подходил для сцены, на пленке казался безжизненным и делал лица плоскими. Именно для голливудских киностудий визажист и бизнесмен Макс Фактор (настоящее имя — Максимилиан Абрамович Факторович), эмигрировавший в США из Российской империи, создал первый тональный крем с 12 оттенками, что стало настоящей сенсацией. С таким покрытием мимика актеров буквально ожила. С легкой руки Макса Фактора хитом стали накладные ресницы. Он же придумал фирменный макияж губ в форме сердечка для актрисы Клары Боу. Кинодивы становятся законодательницами мод. Женщины во всем мире мечтают быть похожими на них и начинают активнее использовать косметику. Помада и тушь для ресниц перестают считаться чем-то зазорным и легкомысленным.

AKG Images / Legion-Media

В своей книге «Эволюция образа глазами гримера: Краткий экскурс в историю макияжа и прически» Натэлла Ивлева, один из самых авторитетных художников по гриму в России, пишет: «Лица 1920-х гг. кажутся сегодня удивленно-обиженными: дымчатая тушь обволакивает трогательно грустные глаза, придавая им круглую замкнутую форму; внутренние уголки глаз сильно затемнены, а внешние печально приопущены. Брови выщипаны или сбриты, а на их месте нарисованы четкие черные нисходящие линии (рисовать их стремились подальше друг от друга). Акцент делается также и на губы, отныне помада навсегда поселяется в женской косметичке». С тех пор и на протяжении всего XX века актрисы, а позже модели задают тренды и эталоны красоты, а границы между гримом и макияжем постепенно стираются.

И хотя грань между обычными и профессиональными средствами становится все более тонкой, даже сегодня для съемок и выступления на сцене обычно требуются более плотные и стойкие средства. Очень часто визажисты и гримеры работают не с привычными обычным пользователям продуктами, а с пигментами — например, такими, которые выпускает бренд INFLUENCE beauty. Пигмент Technicolor можно использовать как жидкие тени для век, подводку, помаду, кремовые румяна, контуринг и хайлайтер. Несколько оттенков можно смешивать, чтобы получить новый цвет и создать любой макияж — от естественного до самого экстравагантного.

Однако профессиональные пигменты и другие стойкие средства сегодня доступны для всех в косметических магазинах. С их помощью можно создать сложный и фантазийный образ. Не зря в интернете так популярны ролики, в которых блогеры с помощью макияжа превращаются в любимых киногероев. «Фабрика грез», как и сто лет назад, задает тенденции в макияже. Вспомнить хотя бы сериал «Эйфория», после которого мейкап с блестками и глиттерами плотно закрепился в трендах на несколько сезонов. Повторить его можно с помощью глиттера на гелевой или кремовой основе. Такие, к примеру выпускает бренд Bodyography. Чтобы использовать подобные средства, уже не нужно становиться профессиональным гримером. Достаточно посмотреть ролики в соцсетях, приобрести необходимые средства и позволить себе полную свободу творчества.

Знаменитая фраза Шекспира «Весь мир — театр, а люди в нем актеры» сегодня актуальна как никогда. По крайней мере, когда речь заходит об экспериментах с образами и макияжем.

Реклама. ООО «Екатеринбург Яблоко»