Покопаться в архивах: как российская мода опирается на прошлое, чтобы двигаться в будущее

По сравнению с мировой модной индустрией российская довольно молодая, но у нее уже есть наработанный фундамент, на котором можно выстроить крепкую конструкцию. В поле зрения регулярно появляются новые бренды и молодые дизайнеры, но и ветеранам подиума есть что сказать. Проект U'FASHION, который запустился в Екатеринбурге, объединит и тех и других. Мы изучили программу, поговорили с организаторами и участниками и рассказываем, почему событие так важно для российской фэшн-индустрии.
Покопаться в архивах: как российская мода опирается на прошлое, чтобы двигаться в будущее
Архивы пресс-службы

В мировой модной индустрии сейчас отчетливо виден архивный поворот: крупные бренды делают ставку на опытных дизайнеров в роли креативных директоров, а также приглашают новые лица для того, чтобы вдохнуть новую жизнь в свое наследие, на недели моды возвращаются участники, о которых долго не было слышно, и возвращаются триумфально. До России, пусть и с некоторым опозданием, похожие процессы тоже докатываются — мы слышим то о ребрендинге солидных модных домов, то о коллаборациях, посвященных архивам. Российскому модному сообществу к тому же в последнее время остро не хватало профессионального события, которое объединит индустрию, и этот вакуум решила заполнить команда нового модного проекта U’FASHION в Екатеринбурге.

Стоит сразу сказать, что у U’FASHION большие планы: это не только неделя моды UF LAB, но и площадка, которая объединит дизайнеров, байеров, стилистов, фотографов и визажистов, контент-мейкеров, инфлюенсеров и авторов профильных медиа, то есть большой хаб, которого в последнее время не хватало российской модной индустрии. Организаторы хотят запустить дизайнерский конкурс для поддержки молодых талантов, проводить B2B-встречи и издавать собственный журнал.

И если раньше подобные проекты рассматривали своей базовой локацией только Москву, максимум — Санкт-Петербург, то сейчас фокус намеренно сместили в Екатеринбург. Выбор, конечно, неслучайный: город исторически был местом зарождения новых идей, модных течений, тенденций. Те, кто интересуется архитектурой, едут в Екатеринбург за конструктивизмом двадцатых и тридцатых годов, любители литературы знают, что тут творили поэты и писатели Павел Бажов, Владислав Крапивин и многие другие. В восьмидесятые Свердловский рок-клуб менял отечественную музыкальную сцену, отсюда вышли группы «Наутилус Помпилиус», «Чайф» и «Агата Кристи». В Свердловске родился и начинал свой творческий путь художник-концептуалист и родоначальник соц-арта Эрик Булатов, а в последние пару десятилетий город законно претендует на звание столицы российского уличного искусства.

Архивы пресс-службы

Так крупными мазками можно набросать культурный контекст, в котором нашлось место и моде. Бренды 12STOREEZ и Ushatava, которые теперь можно назвать модными домами, известными на всю страну, тоже родом из Екатеринбурга, как и любимая прогрессивными модниками ювелирная марка Avgvst. Вообще, по данным Fashion Consulting Group, Екатеринбург входит в тройку самых модных городов России и здесь создается каждый десятый российский фэшн-бренд.

Организаторы U’FASHION — Министерство инвестиций и развития Свердловской области, администрация Екатеринбурга и Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства. «Проект U’FASHION и международная неделя моды UF LAB были инициированы губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. Их задача — стимулировать развитие креативных индустрий. UF LAB — это не только модные шоу, хотя это значимая часть. Проект призван помочь региональным и российским дизайнерам выйти на новый уровень. UF LAB позволит создать новые коллаборации: откроет двери в крупные универмаги, познакомит с байерами, с ведущими производителями в этой сфере, а кому-то поможет выйти на рынки других стран», — рассказал заместитель губернатора Свердловской области Дмитрий Ионин.

Куратором проекта выступает Катя Мухина — стилист, главный редактор российской версии Elle и одна из 500 самых влиятельных людей в модной индустрии по версии журнала Business of Fashion. «На протяжении всей своей карьеры в моде, в журнале Vogue, а затем и в Elle я старалась максимально поддерживать российских дизайнеров: включать их одежду в модные съемки, рассказывать о них читателю», — отметила она и добавила, что проект U’FASHION поможет «придать этому пути более конкретные очертания и перспективы».

Архивы пресс-службы

«Проект U’FASHION для меня — это вызов, — добавляет один из главных организаторов проекта министр инвестиций и развития Свердловской области Вадим Третьяков. — Свердловскую область многие знают как сильный промышленный регион. И мало кто представляет, как выросли за последнее время креативные индустрии, в том числе сфера моды. Убежден, что Екатеринбург достоин стать и постепенно станет столицей моды России — выиграют от этого в итоге все».

Неделя моды UF LAB, которая пройдет с 19 по 23 августа 2024 года, соберет эклектичный, но оттого более интересный лайнап: с признанными ветеранами российской модной индустрии будут соседствовать молодые дизайнеры. Показы состоятся как в «Ельцин Центре» (напомним, в 2018 году здесь уже проходил резонансный показ Гоши Рубчинского), так и в необычных локациях вроде Музея автомобильной техники в городе Верхняя Пышма и креативного кластера «Домна».

«Не только в Москве можно и нужно делать классные, профессионально реализованные мероприятия», — считает дизайнер и соосновательница бренда Ruban Алиса Рубан. Показ Ruban — одно из ключевых событий UF LAB, которое начинает всю программу, а откроет его модель Сона — звезда показов Valentino, Givenchy и Dior. «Это возможность для талантливых местных ребят показать результат своей работы и быть замеченными», — продолжает Алиса про неделю моды. Действительно, в UF LAB примут участие и локальные уральские бренды — например, annuko, Hard и Yuliya Skalatskaya из Екатеринбурга.

Архивы пресс-службы

Алиса добавляет, что даже в нашу цифровую эру физические показы важны для всей сложной системы моды: «В один день перед аудиторией бренда разворачивается квинтэссенция работы за последние полгода. Ни один канал не сделает этот процесс таким же эффектным». С ней согласна и дизайнер Юлия Скалатская: «Люди истосковались по праздникам и идут на показы всегда с удовольствием — за атмосферой, убежать от рутины и погрузиться в мир моды. Где, как не на показе, дизайнеру передать настроение и смыслы?»

Вот несколько участников, на которых хочется обратить особое внимание.

Vika Gazinskaya
Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Похожий путь примерно в то же время прошла и другая знаковая фигура отечественной модной сцены — Вика Газинская: дизайнер несколько лет работала стилистом, а в 2007 году представила свою первую модную коллекцию. При этом сама дизайнер прославилась еще и как звезда стритстайла на европейских неделях моды, аудитория ценила ее за тонкий вкус и необычные сочетания в образах. Коллекции именного бренда были под стать гардеробу Газинской — небольшие, капсульные, очень лимитированные, умело оперирующие русскими кодами. На UF LAB в Екатеринбурге как раз состоится ретроспективный показ Vika Gazinskaya — интересно взглянуть на силуэты бренда через современную призму.

Ruban
Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Еще один бренд с историей — Ruban — основан сестрами-дизайнерами Алисой и Юлией Рубан в 2010 году. У него есть кутюрная линия и готовые коллекции, при этом построены они так, что вещи обеих линеек сочетаются между собой и собираются в повседневные и вечерние образы. В каждой коллекции присутствуют вещи-трансформеры, а лаконичные почти базовые предметы вроде лонгсливов и монохромных юбок в пол соседствуют со сложными ручными техниками: шитьем бисером по шелковой органзе, многослойными оборками и фигурно простеганным атласом.

House of Leo
Архивы пресс-службы

Дизайнер Леонид Алексеев почти два десятка лет создавал костюмы для артистов и музыкантов, а в 2018 году запустил наконец собственный модный бренд House of Leo, в котором переосмысляет классическое представление о мужской одежде через совмещение эпох, синтез современных и исторических форм. У бренда есть коллекции прет-а-порте, а также кутюрное направление и ателье индивидуального пошива, и все это редкий для российской индустрии пример последовательной работы с мужским направлением, где соблюден баланс между формальной классикой и дизайнерским авангардным экспериментом.

Gapanovich
Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Именной бренд дизайнера Александры Гапанович относительно молодой, но уже заслужил признание в профессиональных кругах — все благодаря сильной философии и скурпулезной работе с силуэтами и тканями. Философия эта выстраивается на основе локальных культурных кодов Русского Севера, обращения к традиционному костюму, работы с темой семейной и культурной памяти. В коллекциях Gapanovich много тонкой ручной работы и сложных ремесленных техник: рюши и сложное вязание, смелая работа с объемами, многослойность — и за каждым элементом стоит неслучайная история.

annuko
Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Локальный екатеринбургский бренд annuko совсем молодой — основан в 2021 году, — но многообещающий. Тут много работы с силуэтами, оверсайзом и комбинацией фактур, а лаконичную цветовую гамму всполохами разбавляют сложные яркие оттенки. Каждая коллекция задумывается как отдельная история про самодостаточную героиню, деликатно, но твердо бросающую вызов стереотипам. Вот и сейчас бренд представит коллекцию, в которой базовые модели сочетаются с акцентными деталями.

Подробнее о Неделе моды UF LAB можно узнать на сайте.

Реклама. АНО «ЦКР»