Первая it-girl и «восхитительное пустое место»: Эди Седжвик как икона стиля
Эди Седжвик — наследница респектабельной семьи из Санта-Барбары — решила покорять Манхэттен, когда получила от бабушки огромную 14-комнатную квартиру в Нью-Йорке. Она всегда любила наряжаться и блистать и отправилась покорять город во всеоружии — перевезла туда свой гардероб и принялась ходить на самые громкие вечеринки. На одной из них, весной 1965 года, она познакомилась с Энди Уорхолом, и эта встреча оказалась судьбоносной: Эди покорила художника и быстро превратилась в его музу и творческого спутника, снявшись в 17 его фильмах и став завсегдатаем «Фабрики». Благодаря Уорхолу Седжвик коротко постриглась и стала высветлять свои каштановые волосы в платиновый блонд, а Энди, в свою очередь, черпал силы в ее смелости относительно стиля для собственных экспериментов. Их творческий союз был пусть и недолгим, но невероятно ярким.
У Седжвик не было какого-то определенного призвания или профессии. Она училась на скульптора, танцевала и пела, пробовала себя в моделинге и съемках. «Она была восхитительное, красивое пустое место», — говорил о ней Энди Уорхол, подчеркивая, с одной стороны, яркость Эди, а с другой — феноменальное отсутствие за ней какого-либо фундамента. Тогда подходящим эпитетом было «светская львица», а теперь Седжвик называют первой it-girl или — еще более современным языком — инфлюенсером.
Главным секретом стиля Эди Седжвик было отсутствие каких-либо правил. Джон Данн, дизайнер по костюмам фильма «Я соблазнила Энди Уорхола» (Factory Girl) об Эди Седжвик (главную роль там сыграла Сиенна Миллер), много времени посвятил анализу гардероба Эди: «У нее не было любимого дизайнера, гуру или стилиста, как у всех нынешних икон стиля, она все придумывала сама. А как она умела миксовать: дешевое с дорогим, простое с вычурным, старое с новым! Она была первой девушкой, которая носила бабушкино норковое манто с чем угодно и без всего. По ее примеру модники того времени учились давать новую жизнь старым вещам, сочетать винтаж и футуристические вещи новомодных дизайнеров».
С одной стороны, Седжвик была воплощением стиля шестидесятых с его длиной мини, графичными короткими платьями-трапециями и плотными колготками, а с другой — сама задавала моду своего времени. «Легинсы и рубашка — вот и все, что нужно девушке. Эди превратила этот наряд и длинные огромные серьги в андерграундную версию маленького черного платья с жемчугами», — рассказывал Роберт Хейд, соавтор сценариев фильмов Энди Уорхола. Серьги, кстати, были чуть ли не главной чертой любого образа Седжвик: однажды она рассказала, что по серьгам любой наблюдатель может понять, в каком она состоянии.
Другая характерная черта образов Эди Седжвик — избыточный, почти театральный макияж с сильно выделенными глазами. Похожим образом красилась и другая икона стиля шестидесятых — Твигги, но Эди превзошла ее по нагруженности мейкапа: она наносила десять слоев туши, а в ее коллекции были все оттенки теней, которые выпускала марка Revlon, и целых 50 пар накладных ресниц разных размеров, в том числе фантазийно-огромных, как крылья бабочки.
Любимых дизайнеров у Эди и правда не было, хотя находились те, кому она благоволила. Один из них — Руди Гернрайх, прославившийся созданием купальников монокини: именно он был автором розового эластичного платья с очень длинными рукавами, в котором (и в огромных серьгах-люстрах Kenneth Jay Lane) Эди снялась для журнала Life. Еще Седжвик была лицом и амбассадором авангардного бренда Paraphernalia, который основала Бетси Джонсон — бывший редактор нью-йоркского журнала Mademoiselle.
Седжвик задавала тон светской хронике, которая отживала свое в старом формате и (во многом благодаря Эди) переключалась на новый. Ее фото публиковал New York Times с комментариями вроде «Эди Седжвик, новая суперзвезда андерграундных фильмов, пришла на пикник в своей знаменитой униформе: черные колготки, полосатая футболка и золотая панама с красной подкладкой». Главред американского Vogue Диана Вриланд настолько впечатлилась бескомпромиссными образами Седжвик, что придумала в журнале новую рубрику Youthquacker о юных и стильных.
Несмотря на короткую жизнь и трагичную судьбу (Эди умерла в 28 лет, отравившись, случайно или намеренно, смесью алкоголя и барбитуратов), первая it-girl стала источником вдохновения для плеяды дизайнеров. Элементы ее стиля использовали Saint Laurent, Marc Jacobs, Burberry, Louis Vuitton, Prada, Tom Ford и Emilio Pucci. А Джон Гальяно посвятил Эди показ Dior в 2005 году и сказал: «Может, у нее и было 15 минут славы, зато ее образ вдохновил целое поколение».