Как быть: почему творческие профессии становятся востребованнее технических?

Креативные индустрии давно вышли из статуса вспомогательных и превратились в полноценный двигатель экономики. Спрос на специалистов растет, выбор профессий расширяется, спектр возможностей тоже. Вместе с экспертом разобрались, на кого имеет смысл учиться уже сейчас, чтобы быть востребованным в творческой индустрии в течение ближайших трех — десяти лет.
Как быть: почему творческие профессии становятся востребованнее технических?
GettyImages
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы семимильными шагами идем к будущему, в котором 80% населения планеты будут жить в городах и при этом, увы, страдать от одиночества: уже к 2030 году в мире появится 120 млн новых так называемых одиночных домохозяйств. Вот почему к трендам на устойчивое развитие, экологичный бизнес и осознанное потребление присоединяется развитие «экономики впечатлений», а креативная экономика становится основной моделью создания ценности.

Российский рынок креативных индустрий уже растет стремительными темпами. По данным НИУ ВШЭ, доля креативного класса в российской экономике достигает 20%. Его численность только в 2021 году составила 3,4 млн человек, или 4,8% от общей численности занятых, и за последние пять лет увеличилась практически на треть и продолжает расти. По оценкам правительства, к 2030 году занятость в креативных индустриях должна достичь 15%, а вклад в ВВП — 6%.

Сегодняшние креативщики — это уже давно никакие не «голодные художники», а востребованные специалисты, работающие на стыке технологий и творчества. Их работа оплачивается соответственно: минимум на 30% выше, чем труд профессионалов предыдущего поколения. Нужны все: и виртуозы графических искусств, и «люди слова», и визуалы, увлеченные видео.

Например, в топ-5 цифровых креативных профессий,спрос на которые регулярно растет и, похоже, не будет останавливаться, входят следующие специальности.

  1. UI/UX-дизайнер: айтишник, художник и психолог. Дословно UX расшифровывается как User Experience Architect, то есть специалист, который на основе анализа предпочтений, поведения и эмоций аудитории создает интерфейсы и оформляет сервисы, сайты и приложения, делая их эстетичными и максимально удобными. Спрос на таких эмпатичных дизайнеров растет на 30% ежегодно.
  2. 3D-моделлер и аниматор. Это люди, которые «оживляют» виртуальные миры, создавая реалистичные объекты, персонажей и анимацию. Спрос на них за последние два года увеличился не меньше чем на 25%.
  3. SMM-специалист. Это уже давно не школьник, который периодически «постит котиков» и желает всем доброго утра. Сегодня эсэмэмщик должен уметь, помимо создания контента во всех соцсетях, где присутствует компания, вести отчетность по показателям эффективности (ER, ResponseTime, план публикаций), снимать и монтировать сторис, рилс, вирусные ролики, работать с блогерами и лидерами мнений. Спрос на SMM-специалистов тоже регулярно растет.
  4. Видеооператор и монтажер. Создают разнообразный видеоконтент для рекламы, образования, развлечений, новостей. Спрос на профи в этой сфере вырос на 46–48% за последние два года, согласно статистике «Авито Работа».
  5. Графический дизайнер. Создает визуальный образ брендов, продуктов и проектов, делая их узнаваемыми и привлекательными. Рост спроса составляет в среднем 10%.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стремительное развитие искусственного интеллекта (ИИ) трансформирует и рынок труда, так что уже в ближайшем будущем мы наверняка увидим рост спроса и на новые профили специалистов. Вот кто это может быть.

ИИ-криэйтор. К 2025 году ИИ будет использоваться в 80% компаний, в том числе в креативных индустриях. Появляются новые профессии: ИИ-художник, ИИ-композитор, ИИ-сценарист, ИИ-копирайтер, которые можно объединить в одну группу — создателей, у которых искусственный интеллект служит подмастерьем.

NFT-профессионал. Технология блокчейна позволяет создавать децентрализованные платформы для продажи цифрового искусства (NFT) и управления интеллектуальной собственностью. К 2025 году рынок NFT достигнет $80 млрд, и наиболее востребованными могут стать профессии NFT-художника и NFT-маркетолога.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ESG-дизайнер. Устойчивое развитие уже не пустой звук для многих компаний, в том числе в России. Растущий интерес к экологичному дизайну повышает спрос на профессионалов, способных создавать безвредные для окружающей среды и при этом привлекательные интерьеры.

VR- и AR-специалист. Виртуальная и дополненная реальность открывают новые миры для взаимодействия, обучения, развлечений, рекламы, и к 2025 году глобальный рынок VR/AR достигнет $200 млрд. Особенно спрос растет на VR/AR-разработчиков, дизайнеров, продюсеров.

Творец метавселенных. К 2026 году более 25% населения будут проводить по часу в день в метавселенных, по мнению Gartner. Соответственно, может вырасти спрос на специалистов, способных качественно создавать виртуальные миры и аватары, разрабатывать и продвигать контент для метавселенных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно благодаря таким передовым креаторам появляются принципиально новые разработки, которые еще вчера казались чем-то из разряда научной фантастики. Сегодня фантазии в большинстве случаев становятся новой реальностью. Так, поговорить с любимыми блогерами и артистами теперь может каждый: российские разработчики создали бот для общения с цифровыми копиями известных девушек AI Girlfriend. Речь о полностью идентичных аватарах инфлюенсеров, которые могут поддерживать интересную беседу и непринужденный разговор в атмосфере открытости и доверия. Проект, в частности, позволяет пообщаться с аватарами певицы и модели Лемы Эмелевской и блогера и ведущей YouTube-шоу Ани Ениной. Разработчики потратили более 2,5 тыс. часов на обучение искусственного интеллекта, чтобы создать точные цифровые копии девушек, учитывающие характер и особенности речи каждой из них.

Бот работает в мессенджере Telegram, вся переписка полностью конфиденциальна. Все, что требуется, — выбрать аватар девушки, с которой есть желание поговорить, после чего можно начинать переписку. Искусственный интеллект анализирует текст, а затем отвечает голосовым сообщением. В пробной версии можно прослушать только две минуты, затем необходимо пополнить счет, чтобы продолжить общение. Чат с AI Girlfriend происходит в реальном времени и доступен в любое время суток, так что всегда можно вернуться и продолжить разговор по душам. Разработчики утверждают, что с аватарами можно откровенно обсуждать любые темы, не боясь столкнуться с непониманием или осуждением. Такой бот с большой долей вероятности найдет отклик в сердцах не только мужчин, испытывающих сложности в общении с противоположным полом в реальной жизни, но и всех тех, кто просто хочет отвлечься от рутины и разнообразить свою жизнь: в современном мире, который захлестнула эпидемия одиночества, откровенный разговор становится большой редкостью. Кроме того, AI Girlfriend — просто любопытный кейс для адептов новых технологий, которые пристально следят за стремительным развитием ИИ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О дивный новый мир: навыки, без которых едва ли получится обойтись в современных реалиях

В этом динамично меняющемся мире уже недостаточно быть просто талантливым. Для успеха в креативных профессиях теперь также важны «жесткие» и «мягкие» навыки, которые делают специалиста настоящим профессионалом.

«Мягкие» навыки универсальны и не зависят от профессии, насколько бы креативной или технической она ни была.

Среди таких качеств — креативное мышление как способность генерировать новые идеи, решать проблемы нестандартным образом, видеть и использовать новые возможности.

GettyImages

Критическое мышление — как умение анализировать информацию, объективно оценивать ее, делать обоснованные выводы, находить решение проблем, выявлять тенденции в разных областях творчества.

Многие работодатели отмечают важность коммуникативных навыков в виде умения эффективно общаться с коллегами, клиентами, аудиторией, ясно и лаконично излагать мысли, убеждать, мотивировать. Это прямо связано с другим «софт-скиллом», таким как умение работать в команде, взаимодействовать с разными специалистами, делиться идеями, достигать общей цели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, эти качества были востребованы всегда, просто в современном мире их значение повышается. А вот новым веянием времени можно назвать спрос на такие софт-скиллы, как цифровая подкованность и адаптивность. Под первой понимаются знания современных инструментов, платформ, технологий, умение использовать их для решения творческих задач, продвижения своих работ, взаимодействия с аудиторией. А под второй — способность быстро учиться новому, подстраиваться под изменения, осваивать новые инструменты, технологии, форматы работы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А что сказать про «жесткие» навыки? Что должен уметь креативный специалист, чтобы легко перемещаться между профессиями или успешно развиваться в одном направлении? Набор таких умений уже тоже почти сформирован. Можно сказать, что, научившись всему этому, без работы остаться не получится даже в непредсказуемо переменчивом мире.

К традиционным навыкам для креативщика можно отнести сторителлинг, мобильную съемку как умение делать качественные фото и видео без специальной техники, а также режиссуру в виде умения выстраивать кадр и композицию, работать со светом и звуком. Уже через десять лет все забудут, что раньше эти навыки были нужны только для кино, ведь благодаря ИИ контент для соцсетей, рекламы и образовательных проектов сравнится и местами даже опередит по уровню классические фильмы.

Однако только этих, по сути, художественных навыков недостаточно. Нужно владеть цифровыми инструментами, причем не только для продакшена, но и для маркетинга. И возможно, уже в течение пяти — семи лет в России эти инструменты полностью обновятся в связи с дефрагментацией глобального рынка и появлением локальных продуктов и ПО.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Где всему этому учиться?

Где спрос, там и предложение, поэтому в ответ на зарождение новых профессий появляются и новые форматы обучения и образования. Что выбрать, зависит от целей и задач, потому что у каждого формата свои плюсы и минусы.

Вузы предоставляют глубокое теоретическое и практическое погружение в профессию, подготавливают специалистов с широким кругозором. Но образовательный стандарт может готовиться очень долго, а само обучение — оказаться слишком затратным по времени и деньгам в условиях быстро меняющегося рынка. Есть риск выпуститься с профессией, которая в одночасье стала неактуальной из-за очередной технологической революции.

Онлайн-курсы представляют собой краткосрочное обучение конкретной профессии, которое нацелено на освоение практических знаний и навыков. Более поверхностны, чем учеба в вузе, но гораздо дешевле и дают быстрый старт в профессии. Остальному придется учиться уже «в бою». Из минусов — перенасыщение рынка таким форматом и, как следствие, неравномерное качество образовательного продукта.

Образовательные экосистемы — платформы с большим выбором программ обучения для творческих специалистов, доступ к которым можно получить одновременно. Это позволяет равномерно осваивать навыки, необходимые для креативных профессий, получать разносторонний опыт и насмотренность. Например, на образовательной онлайн-платформе MOSHKA профессионалы в сферах режиссуры, сценарного мастерства, операторской съемки, CGI-графики, ИИ-продюсирования учат создавать впечатляющие и захватывающие видео. Курсы доступны по подписке и направлены на всех, кому важно делать качественный контент независимо от уровня подготовки, — блогеров, SMM-специалистов, журналистов, медиаменеджеров, создателей видеопродакшенов, начинающих кинематографистов. Все курсы можно пройти, не имея опыта, и по итогу получить разносторонние знания и навыки, которые помогут освоиться в любой профессии, связанной с созданием контента.