Забег на модную дистанцию: таймлайн самой красивой формы для Олимпийских игр

Форма для олимпийских спортсменов — действительно штучная вещь, именитые кутюрье от Джорджио Армани до Ральфа Лорена создают ее раз в четыре года. В день открытия Олимпиады в Париже предлагаем вспомнить, как дизайнеры наравне с лучшими легкоатлетами мира представляли свои страны в прошлом.
Забег на модную дистанцию: таймлайн самой красивой формы для Олимпийских игр
«Правила жизни»

Спорт не первый год идет рука об руку с модой: это и популярные коллаборации спортивных гигантов с известными инфлюенсерами, и отдельные линейки спортинвентаря (если, конечно, ракетку Chanel можно представить в руках Джоковича или Федерера), и многие другие интеграции — успешные, яркие, но редко запоминающиеся. То ли дело выдающиеся комплекты формы для Олимпийских игр!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом году модная экспансия в мире спорта вышла куда дальше, ведь за олимпийские кольца мертвой хваткой вцепился Бернар Арно, президент LVMH, модного конгломерата и по совместительству основного спонсора Игр, расщедрившийся на колоссальные $150 млн в качестве медийной, культурной и прочей поддержки спортивных ивентов. Но если про всевозможные интеграции флагманских брендов написано и сказано уже все, что можно (чего только стоят трофейные кофры для медалей с клеткой Louis Vuitton Damier), то форма спортсменов подсвечивается не так активно и уж точно заслуживает отдельного внимания. Так мы точно знаем, что американцев одевает, конечно, Ральф Лорен, французов — Berluti под патронатом Карин Ройтфельд, а британцев — преданные исследователи геральдики Ben Sherman.

Создавать специальные коллекции, отражающие не только фирменный стиль бренда, но и символизирующие образ страны на международной арене, — это огромная ответственность. Поэтому такие проекты выходят совершенно уникальными и требуют нашего внимания. Вспоминаем историю и раскладываем по модным цитатам самые интересные и красивые, по нашему мнению, костюмы лучших спортсменов своей эпохи.

Парижская лазурь в Мехико (1968 год)

Спортсменки в форме авторства Жака Эстереля, 16 июля 1968 года
Спортсменки в форме авторства Жака Эстереля, 16 июля 1968 года
KEYSTONE-FRANCE/Gamma-Rapho via Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Раз уж Игры-2024 проводятся в Париже, то и начнем мы со знаменитого парижского дизайнера, который в 1968 году представил свое видение спортивной формы для национальной команды Франции. Жак Эстерель — один из главных модельеров второй половины XX века, который в то время владел чуть ли не крупнейшим домом моды. Эстерель прославился на весь мир благодаря таланту смешивать элегантность и комфорт, а среди его клиенток отметилась Брижит Бардо.

Для лучших спортсменов Франции, которые защищали честь страны на Играх, Эстерель пошил элегантные костюмы лазурного цвета, который мысленно переносит из пыльного Мехико на Лазурный Берег. Минималистичные платья с юбкой А-силуэта чуть выше колена, элегантные защипы спереди, визуально удлиняющие силуэт, и никаких лишних деталей, а всю эту красоту венчали изящные шляпки-клоше, отсылающие к великой модистке ревущих двадцатых парижанке Кэролайн Ребу, — француженкам стоило выдавать золото, как только они появлялись на стадионе. Мужчин Эстерель вниманием не обделил, предложив пиджаки насыщенного цвета сапфира, галстуки в тон, белоснежные сорочки и песочные брюки.

Ковбои Дикого Запада в Сараеве (1984 год)

Сборная США в Сараеве, 1984 год
Сборная США в Сараеве, 1984 год
David Madison/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Джинсы настолько тесно связаны с американской культурой, что для Олимпиады 1984 года сборная США выбрала своим экипировщиком именно компанию Леви Страусса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Получилась одна из самых интересных коллекций олимпийской одежды, дизайн которой, к слову, разрабатывали не только сотрудники Levi’s, но и болельщики американской сборной. Им предложили несколько вариантов экипировки, за которые можно было проголосовать в фирменных магазинах. Разумеется, главным лейтмотивом коллекции стал джинсы, в которых атлеты появились на церемонии открытия в Косове. Образ в стиле americana дополняли куртки из овчины и ковбойские шляпы с загнутыми краями и кожаной отделкой.

Космическая плиссировка в Барселоне (1992 год)

Вряд ли существуют более выдающиеся дизайнеры, которым удалось настолько изящно переплести модные тенденции с высокими технологиями, чем Иссэй Мияке. Под его руководством атлеты из Литвы получили одну из самых ярких и интересных экипировок, которые можно было видеть с трибун во время Олимпиады 1992 года в Барселоне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Про Иссэя сказано многое, поэтому не станем углубляться в уникальную плиссировку, волшебные трансформации его работ и аскетичные силуэты, а расскажем про ту самую форму, на которую и сегодня равняются дизайнеры. Без активного использования запатентованной технологии плиссе, разумеется, Мияке-сан не обошелся и оригинально обыграл фирменную черту: вместо платьев и блузок из гофрированной ткани сшили бомбер в национальных цветах: красном, зеленом и желтом. К спортивной куртке подобрали фольгированные треники, как у астронавтов, — то ли чтобы красноречиво продемонстрировать космические достижения литовцев, то ли чтобы подчеркнуть неземное происхождение Мияке.

Романтическая ностальгия по тридцатым в Афинах (2004 год)

Делегация из России на церемонии открытия летних Олимпийских игр в Афинах, 13 августа 2004 года
Делегация из России на церемонии открытия летних Олимпийских игр в Афинах, 13 августа 2004 года
Jamie Squire/Getty Images

С 2002 года российская сборная на всех международных стартах появлялась в комплектах от Bosco, и Олимпийские игры 2004 года в Афинах не стали исключением. К работе над олимпийской формой были приглашены итальянцы Etro. Результат — коллекция-оммаж романтическому духу тридцатых годов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Девушек одели в белые сорочки с широким воротником V-образного силуэта, молочные костюмы из жакета и пышной плиссированной юбки. Но наше внимание больше привлекли аксессуары в бело-коричневой гамме, которые и отвечали за романтический флер: шоколадного оттенка туфли с Т-ремешком, гетры, миниатюрная сумка-мессенджер и берет. Мужской части сборной повезло не меньше: им полагались элегантные костюмы в том же бежевом оттенке, изящные лоферы, а на головах лучших спортсменов России вальяжно лежала кепка почтальона с козырьком.

Американская мечта в Пекине (2008 год)

Сборная США в Пекине, 2008 год
Сборная США в Пекине, 2008 год
The USA team during the 2008 Olympic Games in Beijing. (Photo by John Giles - PA Images/PA Images via Getty Images)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сложно представить себе дизайнера, в чей культурный код американский фольклор вплетен так же сильно, как в коллекции Ральфа Лорена. Он — признанная легенда моды с огромным количеством бутиков по всему миру, чьи вещи носят как звезды А-листа, так и жители спального пригорода. Поэтому Ralph Lauren в 2008 году закономерно стал официальным поставщиком формы для сборной Америки и удерживает этот статус по сей день. Про актуальную коллекцию для парижских Игр написано много, и мы решили вспомнить дебют Ральфа в олимпийском Пекине в 2008 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лорен остался верным себе и решил не экспериментировать с экипировкой, отдав предпочтение лаконичному крою, удобству и классическим силуэтам. Поэтому мы увидели спортсменов в идеально скроенных пиджаках темно-синего цвета, белых рубашках, песочного оттенка брюках и кепках. Женщины получили почти такой же комплект, только вместо галстука им предназначался шейный платок, выполненный в сине-красной гамме. И куда же без культового игрока в поло на лошади? Фирменный логотип Ralph Lauren, размещенный на груди пиджака, соседствовал с эмблемой американской сборной, подчеркивая единение моды и спорта.

Как одна сумка повлияла на создание олимпийской формы для Токио (2021 год)

Сборная Либерии в Токио, 23 июля 2021 года
Сборная Либерии в Токио, 23 июля 2021 года
Patrick Smith/Getty Images

Как обычно начинается подготовка к созданию одежды для олимпийцев? Делегаты из спортивного комитета разрабатывают техническое задание, утверждается лучший по всем параметрам проект, и все, что останется от креатива, уходит в производство. В случае с формой либерийских атлетов для токийской Олимпиады 2020 года (из-за локдауна Игры прошли годом позже) все было иначе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О талантливом дизайнере Тельфаре Клеменсе титулованный спринтер Эммануэль Матади узнал от своей девушки, которая не уставала нахваливать нашумевшие it-bags от Telfar. Интересно, как другой атлет, Кути Мавен, знакомый с Клеменсом и Матади, описывал талант дизайнера: «Он такой же крутой спортсмен, как и мы». И коллекция, надо сказать, получилась действительно захватывающей. В рамках сотрудничества было создано 70 предметов, включая асимметричную майку с лямкой на одно плечо, шиповки для бега, а также спортивные костюмы, украшенные звездами и флагом Либерии.

Монгольские традиции в Париже (2024 год)

Традиционно комплект для олимпийских спортсменов предполагает пиджак, рубашку и брюки, чтобы подчеркнуть официальность торжества. Но монгольский бренд Michel&Amazonka пошел намного дальше и воплотил богатый фольклор родной страны в форме, которая точно войдет в историю Игр.

Разумеется, не обошлось без национальных цветов Монголии: туники и платья — в белом и бежевом оттенках, а расшитые золотыми нитями (дань уважения олимпийским спортсменам, выступающим на соревнованиях) жилеты с изображением олимпийского факела окрашены в глубокий синий оттенок с красными элементами. Внимание зрителей привлекают природные мотивы и вышитые горные вершины, олицетворяющие трудолюбие и упорство спортсменов. Но этого показалось мало, и дизайнеры обрамили богатую вышивку аксессуарами: переливающимися золотыми серьгами, бархатными мешочками и широкими поясами с золотыми же орнаментами, которе недвусмысленно намекают на амбиции спортсменов на этой Олимпиаде.