Как не стыдно: скандальные рекламные кампании кроссовок

На фоне «отмены» рекламной кампании adidas, участие вкоторой приняла модель Белла Хадид, решили вспомнить еще несколько скандалов, связанных с кроссовками.
Как не стыдно: скандальные рекламные кампании кроссовок
«Правила жизни»

Свежайший скандал в мире спортивной обуви связан с adidas, силуэтом SL72 и приглашенной в рекламную кампанию Беллой Хадид. Обрисуем контекст: adidas с минималистичными моделями на плоской подошве (Samba, Gazelle и т. д.) пользуется огромной любовью публики. Вот только тренду на условно футбольные кроссовки больше двух лет и его пик уже пройден. Штаб-квартира в Херцогенаурахе делает ставку на SL72 — легкие, нейтральные, отчасти повторяющие элементы дизайна «самб» и «газелей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Логично, что метят в ту же аудиторию молодых модных девушек, которые уже прониклись названными моделями. Отсюда и прошлогодняя коллаборация с Wales Bonner, отлично зарекомендовавшей себя в казусе с Samba, и аналогичное сотрудничество со Sporty & Rich в текущем году. Бренд Эмили Оберг превратился в настоящий культ, адепты которого мечтают о сладкой жизни и идут к ней в меру своих способностей и природных данных. Те, кто уже достиг цели (или сразу родился на точке «финиша»), не забывают свое комьюнити с йогой и визуализацией желаний, причащаясь к ценностям бренда не менее активно.

Очередной вехой в продвижении модели должен был стать кампейн при участии Беллы Хадид, A$AP Nast, певицы Мелиссы Бон и других героев. Но по масштабу в этом списке, разумеется, лидировала именно Белла. Палестино-голландское происхождение модели ни для кого не секрет, и пропалестинские высказывания звучат от нее вполне ожидаемо, как и критика израильского правительства. В запрещенной социальной сети Белла регулярно (и уже не первый год) публикует тематические посты о Палестине.

Adidas SL72 впервые представили во время летней Олимпиады в Мюнхене 1972 года. Но большинство запомнило это событие не из-за кроссовок. Праздник спорта и честного соперничества омрачил теракт 5 сентября: палестинская террористическая организация «Черный сентябрь», вероятно, контролируемая Организацией освобождения Палестины (ООП), застрелила двух израильских спортсменов и захватила в заложники еще девятерых. Основным требованием было освобождение из тюрем Израиля 200 членов ООП, основной программный документ которой — Палестинская хартия — ставит одной из целей ликвидацию Государства Израиль. Все выжившие заложники позже будут убиты террористами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»

Согласитесь, имена пропалестинской активистки и прочно связанные с мюнхенской Олимпиадой кроссовки смотрятся в одном предложении достаточно странно. На это обратил внимание Американский еврейский комитет, а потом и официальный аккаунт Израиля в X (бывший Twitter) задал вопрос adidas. В итоге кампейн полностью удалили, опубликовали извинение, и Белла намерена идти в суд.

Налицо неудовлетворительная работа коммуникационного отдела компании: знать историю продукта и контекст, в котором он появился и существует, а также проверять потенциальных героев на противоречивые высказывания — азбука работы PR-специалистов, без которых такие кампании не выходят. Подчеркнем: Белла не амбассадор adidas, ее привлекли именно для работы с SL72. Но достаточно ли соответствовать этим двум пунктам, чтобы избежать подобных скандалов? Разумеется, нет.

По сравнению с другими культурами острее всего на случаи, связанные с обувью, реагируют мусульмане. Одним из высших оскорблений в исламе считается удар тапком или другой обувью по изображению оппонента. Также неприемлемо сидеть, закинув ногу на ногу, перед людьми, к которым ты не хочешь проявить неуважение. Интересный факт: левая рука, как и ноги / обувь, также считается нечистой, и исламский этикет предполагает приветствие или передачу подарка лишь правой рукой. Также у ног очень низкий символический статус в других обществах Востока — например, в Индии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»

Nike Air Max 720

По случайному совпадению в 2019 году стилизованное футуристичным шрифтом словосочетание Air Max — точнее, его фрагмент — на подошве готовящейся к выходу модели 720 напомнило мусульманам написание слова «Аллах» на арабском языке. Возмущенные пользователи сформировали петицию в Сети с призывом снять модель с производства, собрали 50 тыс. подписей, но модель вышла и продавалась согласно плану. Это произошло чуть более чем за месяц до официального выхода, запуск был очень масштабный, а сходство — сомнительным.

Adidas Yeezy Boost 350v2 Israfil & Asriel

Еще до того, как податься в антисемитизм, Канье перешел дорогу мусульманам: в 2020-м он назвал расцветки коллаборационных Yeezy Boost 350 именами Исрафила и Азраила — двух из четырех высших ангелов в исламе, наиболее приближенных в Богу. Первый — вестник Последнего суда в исламской эсхатологии, второй — ангел смерти. Святость и «нечистая» обувь вновь встали в один ряд, и все пошло по похожему с Nike сценарию — была создана петиция, на которую adidas отреагировал полумерами — Asriel переименовали в Carbon (Israfil остался как есть), и кроссовки благополучно поступили в продажу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Puma Speedcat «UAE»

Досталось и бренду PUMA — правда, там обошлось без оскорбления чувств верующих, все ограничилось «надругательством» над государственной символикой. Ограниченную серию из 120 пар Speedcat, приуроченную к 40-летию образования Объединенных Арабских Эмиратов (дело было в 2011-м), бренд выполнил в цветах национального флага. Он в любой стране считается предметом гордости, но современный западный человек лишь после специального экскурса понимает, почему нанесение геральдических цветов на обувь расценивается как неуважение. В этом казусе кроссовки из продажи изъяли. Для наглядности приведем пример из недавней практики: блогеру-аферисту Кириллу Маслову за фотографию с пачкой дирхамов ОАЭ (с госсимволикой, разумеется) между пальцев ног дали десять лет лишения свободы, и срок свой он отбывает.

Другим сообществом, фигурирующим в новостях об оскорблении чувств кроссовками, регулярно становятся афроамериканцы. И не всегда они выступают в качестве оскорбленной стороны, как можно понять по истории с Канье.

Nike Kyrie 8

С Кайри Ирвингом Nike в свое время настрадались: баскетболист, заслуживший собственную именную линейку кроссовок, сначала назвал мусором восьмую модель линейки, открестившись от работы над дизайном, а потом забрал слова назад. Но последней каплей стал опубликованный в соцсетях атлета антисемитский фильм «Евреи — неграм: разбудите черную Америку». Та же пресловутая восьмая модель не продавалась на официальных ресурсах Nike, а сразу перешла к дистрибьюторам и отпускалась за полцены, а бренд сотрудничество с Ирвингом прекратил.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Nike Air Max 1 «USA Betsy Ross»

Один из самых показательных случаев в истории произошел в 2019-м, когда Nike отменили выход Air Max 1 с историческим флагом США, по легенде, сшитым филадельфийской швеей Бетси Росс. Флаг с 13 звездами — по количеству колоний, провозгласивших независимость от Великобритании, — расположенный на пятке кроссовок, не устроил Колина Каперника. Бывший футболист НФЛ, активист за социальную справедливость и амбассадор Nike прославился отказом стоять во время проигрыша гимна США в 2016-м — так он выражал протест против дискриминации и полицейского насилия. Флаг Бетси Росс, по его мнению, напоминал о временах, когда в США процветало рабство, а современные радикальные группы используют его наряду с флагом Конфедерации в ритуальных целях. И он добился успеха — релиз, приуроченный ко Дню независимости, не состоялся. Одна маленькая деталь: этот флаг среди других исторических символов США висел за спиной Барака Обамы во время его инаугурации 2009 года.

Jeremy Scott x adidas Roundhouse Mid «Handcuff»

Кажется, самый очевидный дизайнерский ход, которого не поняла американская общественность, сделал Джереми Скотт. Эксцентричный дизайнер и на тот момент креативный директор Moschino к кроссовкам и игрушечных медведей прилаживал, и крылья у пар отрастали. Однако кандалы с резиновой цепью оказались перебором — слишком уж они напоминали о рабстве. Пару убрали из продажи, но сотрудничество с дизайнером adidas продолжили.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно вспомнить и конфуз 2019 года с Puma Storm Adrenaline, которые в одной из расцветок могли напомнить силуэт Адольфа Гитлера. Для существующих в нашем культурном поле в силуэте более узнаваем Николай Гоголь, но мировая общественность с портретами русских писателей знакома хуже. Другой курьезный случай произошел в том же году с adidas: посвященная Месяцу афроамериканской истории пара UltraBOOST Uncaged была... полностью белой. Кроссовки вывели из продажи, бренд извинился, и все довольно скоро забылось.

Напоследок вспомним нашу родную кампанию #нивкакиерамки от российского офиса Reebok. Посвященная спортсменкам и их историям борьбы и успеха кампания у нас больше всего запомнилась фразой «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо». Ответственный маркетолог был уволен одним днем, скандальную картинку убрали, а представители глобального Reebok оповестили, что с ними формулировки согласованы не были.

Мораль истории с Беллой и некоторых других (Puma Speedcat, отчасти Yeezy Boost 350) показывает, что стоит брать на работу PR-специалистов, которые читают что-то длиннее мотивационных постов в запрещенной соцсети. Но даже крепко знающие матчасть и имеющие широкий кругозор сотрудники — не панацея. Партнер (см. Джереми Скотта) с сильным креативным видением может переубедить руководство, и это всегда риск. Амбассадор может наломать дров (если что, спортсмены и музыканты — не самые осведомленные в социальных и политических вопросах люди). Да и от простого совпадения (Air Max 720) или выдумывания (Air Max 1) бренды никто не защитит. Да им, в общем, и не нужна ваша защита — у них и так все хорошо.