Пигмалион красных дорожек: 10 знаковых выходов звезд в нарядах Джорджо Армани
Сейчас красная дорожка какой-либо премии, кинофестиваля или другого знакового события интересна аудитории едва ли не больше, чем само мероприятие, но так было не всегда. У феномена есть две поворотные точки: выход Умы Турман на «Оскаре» 1995 года (считается, что именно он дал толчок медийности в плане освещения нарядов гостей) и момент, когда Джорджо Армани переодел Джоди Фостер, а заодно и некоторых других звезд А-листа для знаковых светских вечеров в начале девяностых. Но давайте по порядку.
Джорджо Армани всегда превосходно работал именно с портновскими вещами: пиджаки, сорочки, брюки у него получались в лучших традициях итальянского мастерства (до того, как запустить собственный модный дом, модельер поработал у Нино Черутти, Эмануэля Унгаро и Эрменеджильдо Дзеньи). И неудивительно, что одним из первых выходов в наряде Armani на красную дорожку стал образ Дайан Китон с пиджаком. Это было довольно сильное нонконформистское заявление: в конце семидесятых, еще до популярности пауэр-дрессинга, актриса предпочла платью такой нетипичный комплект, одновременно строгий и расслабленный, но точно не пафосный.
Итальянский модельер обосновался в Беверли-Хиллз после того, как создал костюмы к фильму Пола Шредера «Американский жиголо»: картина сделала знаменитым и исполнителя главной роли Ричарда Гира, и Армани, до той поры неизвестного американской публике. У итальянца были амбиции переодеть американских звезд. «Вы видели, как эти девушки ходят по ковровой дорожке? Правильно ходить на каблуках очень важно, это явный признак породы. Знаете, чего не хватает? Старой доброй профессии Пигмалиона, как в "Моей прекрасной леди"!» — говорил он тогда.
И Армани был недалек от истины. В 1989 году Джоди Фостер пришла на «Оскар» в драпированном голубом платье с бантом сзади — и возглавила список самых плохо одетых актрис. На следующий год она сдалась на милость Армани, предоставив ему полную свободу в создании ее наряда на выход. Модельер сшил предельно лаконичный коктейльный комплект из черного шелка. Актриса моментально перенеслась на другой полюс рейтинга нарядов и с тех пор регулярно одевалась именно в Armani.
Историк моды Гарольд Кода, который в 2000 году курировал ретроспективу Джорджо Армани в Музее Гуггенхайма, утверждал: «Армани сделал красную дорожку профессиональной». Именно с тех пор дизайнеры стали бороться за право одевать звезд на мероприятия, увидев, что это формирует не только имидж самой знаменитости, но и имидж бренда. Еще один знаковый наряд той поры — брючный костюм Джулии Робертс, до сих пор регулярно мелькающий в многочисленных стилистических мудбордах. Простой, немного мешковатый, но при этом отлично сидящий костюм стал «воплощением того, что значит быть нарядной» для самой актрисы, как она впоследствии признавалась.
И все же Армани умел создавать не только костюмную группу. Еще одна частая гостья его бутика в Беверли-Хиллз — Анджелина Джоли — выбирала там женственные платья в полном соответствии с царившим в девяностые сверкающим минимализмом. С ее ультракороткой стрижкой того времени сочетание получалось особенно эффектным.
Впрочем, если уж говорить об эффектности и сиянии на полную мощность, то нельзя не вспомнить наряд Леди Гаги на «Грэмми» — да, сложная конструкция, будто перенесенная с быстро нарисованного эскиза в реальность, тоже создана руками мастеров ателье Армани.
И хотя за Джорджо Армани закрепилась слава одного из столпов моды на красных дорожках, работал он и для других торжеств. В 2006 году он одел Кэти Холмс на свадьбу с Томом Крузом, а еще и самого Круза, и всех гостей.
Еще один свадебный наряд авторства Армани, который заслуживает внимания, надела Шарлен Уиттсток, выходя замуж за Альбера II, князя Монако. Королевская свадьба — высокий уровень признания для модельера, возможно, даже самый высокий.
В 2008 году Джорджо Армани был одним из соучредителей бала Института костюма Met Gala — тема того года звучала как Superheroes: Fashion and Fantasy («Супергерои: мода и фантазия»). Неудивительно, что некоторые гости пришли именно в нарядах Armani — в частности, Дэвид и Виктория Бекхэм. О том, насколько украшенное вышивкой платье-рубашка Виктории вписывалось в дресс-код, судить не будем, но тонкость ремесла ателье отметим. Платье, кстати, было архивным — из коллекции Armani 1989 года, так что не стоит думать, что любовь к винтажу — новое веяние.
«Я нарушал правила дизайна, но никогда не стремился совершить революцию. Просто следовал своим инстинктам. Освобождал людей от неудобного кроя и в то же время стирал границы между тем, что считалось "мужской" и "женской" одеждой», — говорил о своей работе Джорджо Армани. Дизайнер всегда оставался независимым (компания Armani до сих пор не принадлежит ни одному крупному холдингу, что в наше время редкость и большое достижение) и действовал не через эпатаж, но через эмпатию. В итоге большинство клиенток приходят к нему годами, даже десятилетиями и неизменно получают не готовую формулу «от Armani», а что-то очень индивидуальное: Тине Кунаки достаются яркие и немного озорные образы, Николь Кидман — строго-торжественные, а Кейт Бланшетт — с выверенной дозой элегантности, чтобы не перебивать ее собственную харизму.