Добро пожаловать на корт: краткий таймлайн теннисной моды
Конец XIX века
Как самостоятельный вид спорта большой теннис появился ближе к концу XIX века, примерно в 1870-х годах, хотя его история уходит корнями глубоко в Средневековье, где игры с мячиком и ракеткой были популярны сначала в монастырях, а затем — в королевских дворцах. Но тогда играли в помещениях (так, теннисный зал был оборудован даже в Лувре), и уж точно никому в голову не приходило переодеваться для этого в какую-то особую одежду, ведь такие игры были не более чем ненапряженным развлечением.
Впрочем, к снаряжению относились куда серьезнее: французский король Карл IX называл теннис «одним из самых благородных, достойных и полезных для здоровья упражнений, которыми могут заниматься принцы, пэры и другие знатные особы», и в 1571 году даровал мастерам, изготавливавшим теннисные ракетки, право на гильдию.
Англичане же вывели теннис на открытый воздух, основали национальные сборные, с 1877 года начали проводить Уимблдонский турнир — старейший в соревнованиях Большого шлема и одно из самых престижных теннисных соревнований в мире. Тут волей-неволей пришлось начать серьезно относиться к теннису и ко всему, что с ним связано.
Теннис окутывал ореол благородства, в него изначально играли люди высших сословий, поэтому и выглядеть игроки должны были соответственно. На корт мужчины выходили во фланелевых брюках с отглаженными стрелками и рубашках, женщины носили корсеты и многослойные юбки, перчатки, шляпы. Только с началом проведения серьезных соревнований встал вопрос о функциональности теннисной одежды. Так, в 1887 году чемпионка Шарлотта Дод носила более короткую — до середины икры — юбку (ей это позволили в силу юного возраста), после чего более взрослые участницы решили, что такая одежда дала ей нечестное преимущество, и поставили вопрос о более удобной форме для игры.
Начало XX века
Впрочем, приличия сдавали свои позиции медленно, как и в случае с купальниками: если к мужчинам вопросов не было (им никто и слова не говорил по поводу закатанных до локтя рукавов рубашек), то женщин корили за каждый сантиметр юбок. Когда французская теннисистка Сюзанн Ленглен вышла на корт в юбке до середины голени и блузке с коротким рукавом, разразился скандал. Пресса называла наряд Ленглен «непристойным», что не помешало ей выиграть Уимблдон в 1919 году.
Кстати, это была, по сути, первая коллаборация моды и тенниса: комплект для Сюзанн Ленглен сшил кутюрье Жан Пату. Он же считается автором юбки в крупную складку, которая впоследствии будет восприниматься как классика теннисного стиля.
1930-е
Если женщины отвоевывали длину юбок сантиметр за сантиметром, то в мужском теннисном костюме революция случилась сразу радикальная: в 1932 году теннисист Генри Остин вышел на корт в шортах, это произвело фурор, после чего брюки на матчи уже никто не надевал. Сверху у спортсменов были обычно легкие вязаные джемперы и рубашки поло: теннисист и основатель Lacoste Рене Лакост разработал их специально для подвижного спорта. И с 1926 года, после блестящего выступления Лакоста на Открытом чемпионате США, поло полюбились игрокам по всему миру.
1940–1960-е
В обычной жизни женские платья становились все короче, за ними следовала и спортивная одежда. В середине XX века никому в голову не приходило надевать на корт длинные юбки, но еще в 1950-х девушки одевались перед матчами в вязаные кардиганы, закрывающие руки и обильно украшенные декоративными элементами, носили посаженные по фигуре жилеты и платья с рюшами. Считалось, что спортсменка должна быть усладой для глаз и наряжаться на публику: традиция тенниса как аристократического спорта с некоторой его театральностью оставалась в силе.
Впрочем, вскоре это обстоятельство приобрело несколько иной оборот: привлекательный внешний вид теннисисток и их короткие платья с аппликациями, бантами и выглядывающими из-под подола шортами, отделанными кружевом, должны были оказаться в центре внимания как раз для того, чтобы сделать женский спорт видимым и популярным и отвоевать ему место наравне с мужским. За большинство этих нарядов отвечал Тед Тинлинг, британский модельер и мастер-распорядитель Уимблдона — он не понаслышке знал, как сделать платье, которое эффектно смотрится с трибуны.
1970-е
Именно это десятилетие стало настоящим расцветом для моды вокруг большого тенниса. В семидесятые появились многие модели теннисных кроссовок, впоследствии ставшие культовыми, — например, неоднократный победитель турниров Большого шлема Стэн Смит начал сотрудничать с adidas в 1971 году, и до сих пор модель Stan Smith остается одной из самых популярных у бренда.
Именно в семидесятые сформировалась хрестоматийная теннисная мода, которая вдохновляет дизайнеров и сейчас: короткие шорты или плиссированные юбки, белые поло, впитывающие пот напульсники и повязки на голову. Теннис стал точкой пересечения большого спорта и лайфстайл-сегмента, и модные бренды охотно ухватились за этот шанс расширить аудиторию за счет сотрудничества с чемпионами турниров.
1980–1990-е
Со взрывной популярностью эластичных материалов одежда для тенниса тоже стала меняться: на смену тейлоринговым шортам пришли обтягивающие комбинезоны и велосипедки, которые не парусили во время динамичной игры и давали спортсменам пусть небольшие, но порой очень значимые преимущества в скорости.
К девяностым одежда для тенниса стала более цветной — к неизменному белому начали добавлять яркие вещи, хотя и точечно. Кстати, белый был традиционным теннисным цветом еще с первого Уимблдонского турнира: во-первых, это признак аристократичности (а мы помним, теннис всегда был неразрывно связан со сливками общества), во-вторых, белая ткань хорошо скрывала пот и хоть немного защищала от жары и солнца. Технологичных тканей, которые бы эффективно с этим справлялись, полтора века назад не существовало, так что белый хлопок стал общепринятым на корте. Изменилось это только с массовым распространением цветного телевидения (яркая одежда спортсменов делала трансляции матчей зрелищнее) и текстильных инноваций.
Впрочем, без противоборства традиционных правил и жажды самовыражения не обошлось и в это, казалось бы, прогрессивное время. Так, теннисист Андре Агасси бойкотировал Уимблдон с 1988 по 1990 год как раз из-за строгих правил касательно одежды, а когда в 2013 году Роджер Федерер вышел на матч в кроссовках с оранжевой подошвой (и сами кроссовки, и вся одежда спортсмена были при этом белыми), организаторы попросили его сменить обувь.
XXI век
Удивительно, но даже в нулевые противостояние консервативным модным правилам на корте продолжалось. Одна из главных звезд большого тенниса Серена Уильямс одновременно оказалась еще и одной из главных бунтарок: вопреки правилам, она выходила на корт в розовых платьях с леопардовым принтом, фиолетовых трико, костюмах, напоминающих офисные (пусть и из технологичных тканей) и даже балетной пачке. В 2018 году спортсменка играла матч «Ролан Гаррос» в черном обтягивающем боди Nike, после чего Федерация тенниса Франции ввела новые правила, чтобы больше такого не повторилось. Тогда Nike поддержал Серену, заявив: «Вы можете забрать у супергероини ее костюм, но вы никогда не заберете ее суперсилу».
С другой стороны, строгие правила позволили теннисной униформе стать очень конкретной, эдаким дизайн-кодом, который вдохновлял и продолжает вдохновлять модные бренды. Свои коллекции теннису посвящали Hermès, Gucci (итальянский бренд даже делал коллаборацию с мобильной игрой Tennis Clash), Miu Miu, Dior и не только. Даже сейчас, увидев сейчас на витрине модного магазина белую плиссированную юбку, вы волей-неволей подумаете про теннис — и едва ли эта ассоциация нарушится в ближайшие десятилетия.