В глубинке души: 5 самых необычных музеев России
Музеи хлеба, молока, красных нитей, синих тарелок, советского прошлого – проще перечислить, каких нет на просто- рах нашей необъятной родины. Затерянные в уездных городах, они иногда скрывают не меньше любопытного, чем большие культурные площадки в крупных городах. За примерами далеко ходить не надо: вот пять самых наглядных.
Музей ложки во Владимире
Частные музеи возникают по-разному: из интереса к теме, любви к искусству или по воле случая. Но чаще все начинается с коллекции, как в Музее ложки в историческом центре Владимира. Ложки — страсть создательницы Татьяны Пикуновой. В уникальном собрании их 20 тысяч. Такого больше нигде не увидишь. Этот факт зафиксирован документально – в Книге рекордов Гиннесса.
В небольших залах выставлена самая ценная часть ложечного собрания – в хронологическом порядке: от древнеегипетских огромных и немного несуразных, но уже прихотливо украшенных ложек до изысканных аристократических, принадлежавших семейству Виндзоров.
Есть ложки из Уэльса, где, как сообщается, с XVII века увлюбленных мужчин принято вырезать ложку любви и дарить понравившейся девушке. Ремесло так и называется — «лавспун». Суровый валлийский вариант валентинки обычно декорировали понятными символами вроде замочка. Принять такую ложку значило как минимум согласиться на дальнейшее ухаживание.
В наличии и другие чудеса. Например, в боливийскую ложку тупу инкрустирована монета 1936 года. Считается, что такая ложка играла в Боливии еще и роль стильного аксессуара вроде колье или браслета. Кто знает, может быть, археологи будущего обнаружат во Владимире это уникальное собрание. Какой им представится владимирская культура?
Музей каши в Кашине
Тверская область
Характер местного музея был практически предопределен. Вообще, музей каши гармонично смотрелся бы рядом с коллекцией ложек, но кладезь кашеварных традиций находится в Тверской области в крохотном городе с говорящим названием. Музей расположен в купеческом здании XIX века. Гостей встречает создатель и хозяин Василич, с порога предлагающий всем желающим по стакану домашнего белого кваса, по вкусу больше всего напоминающего свежеиспеченный хлеб. Закусить можно кашинскими жамками, маленькими тонкими пряниками.
Василич называет свое детище Музеем каши и кашинских традиций. Здесь говорят о каше во всех ее формах и многочисленных разновидностях. Есть, например, зеленая – из ржи. Но встречаются и более экзотические, такие как каша из березы. Варят ее из тонкого слоя флоэмы (которая находится между корой и стволом), и это тот случай, когда блюдо, изобретенное в незапамятные времена крестьянами, было бы уместно в меню модного ресторана высокой кухни.
Помимо прочего, кашинский музей, вероятно, единственное место на планете, где дети относятся к каше спокойно и даже с некоторым интересом. Их активно вовлекают в процесс — например, дают самостоятельно истолочь зерно. Музей можно порекомендовать и адептам здорового питания. Но не только им. В конце концов, каша в России всегда была полноценным блюдом, и даже молодоженов посыпали не лепестками роз, а пшеницей или просом.
Музей утюга в Переславле-Залесском
Ярославская область
Знаменитый музей утюга расположился встаром домеXIX века вдревнем Переславле-Залесском. Коллекция(по крайней мере, в сравнении с ложечной) не слишком большая – всего пара сотен экземпляров, – но чрезвычайно фактурная: здесь есть и конструкции, похожие на детали космических кораблей, и дизайнерские литые чугунки. Камерность музею утюга даже идет — здесь вы найдете и остроумные описания экспонатов, и отличный интерьер, и непринужденные экскурсии. Немного тактильности, немного интерактива, немного исторических баек.
Раньше утюги нагревали в печках, потом в специальные жаровни подкладывали уголь. Позже появились варианты со спиртом или газом, по принципу работы напоминающие керосиновые лампы. Затем появилось электричество. И чугунные утюги, как и другое знаковое изобретение прошлого, паровозы, отправились в музеи.
К счастью, для того чтобы полюбоваться утюгами, не нужны ангары и рельсы. Зрелище меж тем почти такое же величественное.
Музей маячной службы в Кронштадте
о. Котлин
Есть ли на свете что-нибудь романтичнее маяка? Эти конструкции столетиями очаровывали поэтов и авантюристов, которые слетались на их свет. Но работа смотрителя на практике оказывается делом сложным и не таким романтичным, как может показаться со стороны. Что такое маячная служба и как устроены маяки – об этом рассказывает небольшой музей в Кронштадте.
Его собирали буквально по обочинам. Например, редкую британскую линзу Френеля 160-летней давности нашли на свалке, а ведь таких экземпляров в мире почти не осталось. На оптике здесь делают большой акцент: это как раз то, что обычно недоступно широкой публике, так как все действующие маяки в России – режимные объекты. Во время экскурсий сверкающие линзы крутятся вокруг своей оси и монотонно гудят.
Музей богат на причудливые и – главное – работающие механизмы. Как выглядят установки для борьбы с птицами? Как без участия человека меняли лампочки на автономных маяках? Но механизмами дело не ограничивается: на экскурсии рассказывают и о смотрителях – людях разносторонних, многие из которых успевают заниматься и творчеством.
Музей бумаги в селе Полотняный Завод
Калужская область
Где еще открывать музей бумаги, если не в селе Полотняный Завод, рассуждали создатели «Бузеона» – и совершенно справедливо. Музей открылся в честь 300-летия местной бумажной мануфактуры, а название получил по созвучию с московским парком. Это современное и яркое собрание – видно, что кроме необходимой в таком деле души в него вложены еще и приличные средства.
«Бузеон» находится на территории заповедника, куда входит в том числе усадебный дом создателя мануфактуры Афанасия Абрамовича Гончарова, прапрадеда жены Пушкина. После смерти поэта Наталья Николаевна поехала горевать именно сюда, к семье. Местная бумага сыграла заметную роль в русской литературе: когда Пушкину не хватило денег на выпуск «Современника», родственники ссудили его бумагой.
«Бузеон» расположился в отреставрированном здании мануфактуры, где изготавливали бумагу. Здесь можно узнать абсолютно все о ней и обо всех сферах ее использования – от денег до посуды. Картина «Богатыри» на водя- ном знаке, оригинальный паспорт XVIII века, выданный в Российской империи гражданке Швейцарии. Можно даже научиться отличать японский лист из рисовой со- ломы от бумаги из фекалий панды – ведь никогда не знаешь, что пригодится.